?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: образование

De libris pudendis

На Алибѣ нашелъ такую книжку (покупать не буду, разумѣется, только для информацiи):
Заславский Д. Педагоги вредители. По материалам Харьковского процесса СВУ Просвещенец как он есть Москва Работник просвещения 1930г. 52с. мягкий переплет, уменьшенный формат.

De Academia Elizabetana

Былъ у меня сегодня въ гостяхъ Y***, разсказалъ немного о происходящемъ въ МГУ въ связи съ высочайшей волей о повышенiи зарплаты. Это круто. Въ который разъ поздравилъ себя съ тѣмъ, что я не преподаю на филологическомъ факультетѣ.

Vanity post

Въ журналѣ «Управленiе школой» (№ 6, iюнь 2013 г.) опубликовано интервью съ В. п. с., посвященное школьной изслѣдовательской работѣ. Въ сѣти, кажется, отсутствуетъ.

О школьной бюрократiи

О бюрократизацiи школы, via dina_mag.
Про себя могу сказать, что послѣднее распоряженiе въ послѣдней моей школѣ, гдѣ я велъ нефакультативныя занятiя, заключалось въ написанiи конспектовъ ко всѣмъ урокамъ. Я его предпочелъ не услышать, а тамъ меня и уволили. Но что школа превращается въ мѣсто, просто опасное для ребенка, — вижу по своему племяннику.

De Graecis antiquis

«Современному школьнику непонятенъ языкъ Пушкина» — да, но эта ситуацiя — исходная для европейской школы: носителю любаго дiалекта V в. до Р. Х. Гомеръ гораздо болѣе непонятенъ, чѣмъ Пушкинъ современному русскому школьнику.
Что изъ этого слѣдуетъ? — разумѣется, ничего. Древнiе греки намъ не указъ. Это они могли, творчески осмысляя задачу, вырастить изъ нея школу и формировать съ ея помощiю культуру; а мы люди современные, прогрессивные, мы будемъ проходить не понимая что и, слѣдовательно, не понимая зачѣмъ.

Антiобразованiе

У меня складывается — наблюдая за племянникомъ — все болѣе устойчивое впечатлѣнiе, что, если въ СССР средняя школа вообще не давала никакого образованiя, то теперь она увѣренно проскользнула въ область антiобразованiя; лучше ужъ ничего, чѣмъ то, что они даютъ.
А общественность волнуется, что этого антiобразованiя будетъ мало!
Поскольку словосочетанiе слегка провоцируетъ на недоразумѣнiя, долженъ объяснить, что я подъ этимъ понимаю.
Въ данномъ вопросѣ я не платоникъ и знанiе припоминанiемъ забытаго не считаю, ни о какой «врожденой» въ прямомъ смыслѣ слова грамотности рѣчи идти не можетъ. Пользуюсь выраженiемъ, понимая, что образъ, за нимъ стоящiй, ложенъ и лживъ. Собственно грамотность есть выжимка изъ читательскаго опыта, позволяющая интуитивно формулировать для себя закономѣрности = правила. Соотвѣтственно, она тѣмъ выше, чѣмъ 1) больше и чище читательскiй опытъ и 2) лучше аналитическiй аппаратъ и память; на вопросъ, какъ связаны аналитическiя способности къ осознанiю правилъ роднаго языка съ общимъ уровнемъ способностей, есть ли это часть развитаго интеллекта или нѣчто совершенно отдѣльное, отвѣтить не готовъ, хотя склоняюсь къ первому (не отрицая, что могутъ быть способности въ нѣкоторыхъ областяхъ, никакъ съ этимъ не связанныя).
Изученiе правилъ правописанiя (если они нужны) есть попытка овладѣть опытомъ, котораго нѣтъ; конечно, кое-что и не слѣдуетъ осваивать на собственномъ опытѣ, но правописанiе — это не 220 вольтъ и къ такимъ вещамъ, на мой взглядъ, не относится. Въ школьномъ преподаванiи русскаго языка (путемъ заучиванiя правилъ) есть что-то глубоко противоестественное.

* * *

А вотъ интересно — сколько пунктовъ рейтинга будетъ стоить СПбГУ международный скандалъ съ филфакомъ и МГУ — грязная исторiя съ Андрiяновымъ?
«Далеко отстоятъ отъ правилъ благоразумiя тѣ (государства), которые по одной и той же нормѣ и на однихъ и тѣхъ же основанiяхъ воспитываютъ всѣхъ своихъ гражданъ».
Это Iоганнъ Маттiасъ Шаденъ, создатель гимназiй Московскаго университета и одинъ изъ авторовъ русской школы XVIII в.

Feb. 14th, 2012

Если кому интересно, въ 5-мъ № Вѣстника МГУ за прошлый годъ вышла первая часть моего opus magnum о Херасковѣ.
Изъ серiи «Пушкинъ — наше все» (экспонаты любезно предоставлены курганской гимназической газетой «Седьмая пятерка»).
***
Сколько хорошаго перенялъ Пушкинъ у своей дряхлой голубки!
***
Въ Михайловскомъ Пушкина посѣтилъ бар. Дель (=баронъ Дельвигъ).
***
На открытiи памятника Пушкину рѣчь произнесъ Достоевскiй при огромной толпѣ народа, которая вошла въ исторiю Россiи.
***
Даже въ сказкахъ Пушкина существуетъ смыслъ. Во всѣхъ произведенiяхъ у него участвуетъ природа, любовь и необычайные концы.

Apr. 10th, 2007

Г. Г. Шпетъ въ «Очеркѣ развитiя русской философiи» (Сочиненiя, М., 1989, с. 261) пишетъ: «Наша исторiя есть организацiя природнаго, стихiйнаго русскаго невѣжества. Наше общество и государство никогда не могли преодолѣть внутренняго страха передъ образованностью».
Какъ Вы относитесь къ этимъ словамъ и ихъ автору?
Вотъ и снова ребята сѣли за парты, чтобы отдохнуть отъ лѣта. Невскiй бризъ, СПб.

Mar. 25th, 2007

Новокузнецкiй «Тихiй омутъ»: Можно быть хоть некровурдалакомъ съ гомосексуальными наклонностями и склонностью къ люкантропiи, хоть фашистомъ, коммунистомъ, демократомъ. № 3, 2005, с. 14.
Новосибирскiй «Горностай» (гимназiя № 6): Иногда въ цѣляхъ воспитанiя можно и назвать ребенка какъ-нибудь, но, естественно, въ предѣлахъ разумнаго. № 17 (81), 10 мая 2006 г.
Изъ того же номера: Самое интересное, конечно, мумiи!.. У мужчины-мумiи сохранились волосы, мышцы, татуировка, зубы и мягкiя ткани. Къ сожалѣнiю, тѣло женщины-мумiи было не въ этомъ музеѣ.

То, что я часто говорю

студентамъ (когда у меня бываютъ студенты):
Лѣта мои и ученыя заслуги даютъ мнѣ право на маразмъ, а вы такого права еще не имѣете.

Tags:

Какъ жалко, что была она —
Несправедливая война.
Какъ много времени отняла
Она отъ ратнаго труда.

Оттуда же:
Каждый метръ земли пропитанъ кровью,
Каждый метръ и даже пядь земли
Былъ усыпанъ трупами солдатъ.

Соцiологическiй опросъ

Какъ Вы полагаете, возможно ли студенту полноцѣнно учиться, работая при этомъ? Обсужденiе собственнаго опыта привѣтствуется.
P. S. Во время моего студенчества повышенной стипендiи въ 60 руб. въ общемъ-то на питанiе (безъ изысковъ, конечно) должно было хватать — и на книги немножко. Для меня работать въ теченiе практически всѣхъ пяти студенческихъ лѣтъ было немыслимо. Я началъ заниматься педагогическими трудами только во второмъ полугодiи пятаго курса.

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow