?

Log in

No account? Create an account

* Паки меланхолично *

Да, еще о правописанiи. Жалобы на ѣ бурнымъ потокомъ лились изъ народной школы — и далеко не такъ активно изъ прочихъ присутствiй. Это, несомнѣнно, связано съ тѣмъ, что въ народную школу шли изъ некнижной среды, что школу дома поддержать было нечѣмъ. Соотвѣтственно, если предположить, что дѣти выпускниковъ народныхъ школъ уже имѣютъ дома дѣло съ книгой, острота проблемы снижается. Грамотность вообще формируется не школой. Если мы признаемъ, что она — частное, а не казенное дѣло, это будетъ громадный выигрышъ для школы и образованiя.

* Угрюмо *

Если филологъ пишетъ книгу, онъ превращается въ историка. Такъ говорилъ Лао Цзе.

* Меланхолично *

Въ Москвѣ, въ Страстную пятницу на вокзалѣ задержаны были три молодыхъ солдата въ формѣ из прекраснаго тонкаго сукна, говорившіе по-французски. Жандармы заподозрили въ нихъ нѣмецкихъ шпионовъ, но солдаты оказались дѣвицами извѣстныхъ въ Москвѣ фамилій. Онѣ учились въ женскомъ французскомъ училищѣ и решили бѣжать на войну. Своихъ родителей дѣвицы уговорили сшить имъ солдатскіе костюмы, сказавъ, что они нужны для «репетиціи» патриотическаго спектакля. Косами пришлось пожертвовать. Задержанныя дѣвицы сначала отмалчивались. Лишь въ 12 часовъ ночи «юные добровольцы», узнавъ, что не будутъ отпущены, разсказали въ чемъ дѣло и назвали себя. Тогда дали знать находившимся уже въ отчаяніи родителямъ, которые примчались на автомобиляхъ за дѣтьми и по выполненіи необходимыхъ формальностей увезли ихъ въ 2 часа ночи домой. — Школа и жизнь. № 17. Среда, 27.04.1916. С. 7.

***

Я лучше, чѣмъ кто-либо въ этомъ мiрѣ, знаю всю мѣру русскаго невѣжества и всѣ болячки и дыры русскаго просвѣщенiя. И все же, все же, все же…

***

Кажется, исторiя школы вышла на финишную прямую…

* * *

Въ педагогическомъ мiрѣ не разъ отстаивалась мысль о вредоносности отмѣтокъ и экзаменовъ. Аргументировалось прежде всего тѣмъ, что прочно усваивается интересное знанiе, а заучиваемое ради отчетности уходитъ. И нельзя сказать, что въ этомъ нѣтъ резона. Коммерческiя училища сразу же отказывались отъ отмѣтокъ, въ кадетскихъ корпусахъ отмѣняли переводные экзамены. Потомъ это приходилось вводить или возвращать. Министерство просвѣщенiя, въ страсти къ нарядамъ по позапрошлогодней модѣ, рѣшило провести всѣ эти реформы послѣ того, какъ онѣ обнаружили свою несостоятельность въ другихъ вѣдомствахъ.
Экзаменъ и оцѣнка, конечно, зло, но педагогика устроена такъ, что злу противостоитъ не добро, а другое зло. Интересъ — самое ненадежное топливо. Сейчасъ методика очень любитъ имъ заниматься, но успѣхи ея въ этомъ направленiи невелики. Къ тому же наличность интереса къ предмету не гарантируетъ ни наличiя его въ любой конкретный моментъ, ни того, что рядомъ не окажется чего-то болѣе интереснаго. Такъ что отъ элемента насилiя, пока человѣческая природа такова, какова есть, въ преподаванiи избавиться не удастся.

***

Не нужно формально относиться къ такому дѣлу, какъ провѣрка соблюденiя формальныхъ требованiй.

Такъ говорилъ Лао Цзе.

***

Нужно сказать, что само преподаванiе роднаго языка является дискриминацiей по отношенiю къ грамотнымъ дѣтямъ. Ихъ заставляютъ овладѣвать негоднымъ инструментарiемъ для работы, съ которой они прекрасно справляются и безъ него. Нужно проводить въ концѣ начальной школы диктантъ и тѣхъ, кто показалъ хорошую грамотность, освобождать отъ дальнѣйшаго изученiя предмета, а освободившееся время тратить на прогулки на свѣжемъ воздухѣ.

Великъ Богъ и милость его до насъ многогрѣшныхъ. Вѣрно, вамъ всѣмъ не очень прiятно, что васъ не было тамъ и вы не въ Парижѣ. Матери и жены не такъ разсуждаютъ, и всякая молитъ Бога за Блюхера… Конечно, жаль, — и у нихъ тоже люди погибли, а не мухи. Если бъ столько и мухъ перебить, сколько погибло людей съ тѣхъ поръ, какъ этотъ чертъ Наполеонъ велъ войну, да привести потомъ на это мѣсто человѣка съ чувствомъ, гдѣ лежатъ 10 миллiоновъ мухъ, такъ всякiй содрогнется, кромѣ черта самого и изверга Наполеона.

***

Рѣшился-таки завести телеграммъ-каналъ.

https://t.me/potio_arabica

Распределенiе, навѣрно, будетъ такимъ: дневникъ — въ LJ, цитаты и выписки— въ телеграммѣ, интеллектуальный дневникъ — и тамъ и тамъ.

Да, и еще хотѣлъ напомнить про газеты. Они продолжаютъ выходить по пятницамъ.

***

Вотъ, тѣ же педагогическiя воспоминанiя. Слѣдить за наукой некогда, читаешь только сочиненiя…

А вѣдь психика подъ влiянiемъ такого чтенiя должна серьезно деформироваться… И Богъ знаетъ, какъ это еще отразится на ученикахъ…

Вообще надо написать статью о сочиненiяхъ.

***

Все дурное, что съ тобой происходитъ, закономѣрно, все хорошее — случайно.

Такъ говорилъ Лао Цзе

Varia

1. Совершая обходъ дачныхъ угодiй, обнаружилъ въ одномъ углу стопку книгъ, предназначенныхъ для аутодафе и которыя я полагалъ уже сожженными. Когда я спросилъ, отчего такъ, мнѣ было отвѣчено, что коммунисты плохо горятъ. Печалька и назиданiе на будущее.
2. Будучи пассивнымъ зрителемъ телевизора, обнаружилъ, что тамъ очень много Украины. Мнѣ кажется, публика должна отъ нея уже устать. Интересно, произошло это или нѣтъ? Или на самомъ дѣлѣ Украины въ телевизорѣ мало, и ее надо цѣленаправленно искать?
3. Если просыпаюсь въ полшестаго или въ этомъ духѣ, уже не могу уснуть. Хотя честно пытаюсь.
4. Бѣлочка вчерась поймала мышь. Подъ дождемъ ея добыча смотрѣлась очень жалко.
5. Вотъ, воспоминанiе 2011 года. Тогда отмѣчали ломоносовскiй юбилей, а я трудился въ библiотекѣ. Пунктъ первый: въ юбилейное время люди массово (относительно) интересуются великими людьми, толпами приходятъ читать книги, а потомъ этотъ интересъ теряютъ. Пунктъ второй: тогда пришлось имѣть дѣло съ матерiалами 1911 года, и легенда о деревенскомъ парнѣ, который пѣшкомъ въ Москву пришелъ и всѣ науки превзошелъ, была востребована уже тогда.
Было бы преувеличенiемъ, — добавимъ третiй, немемуарный пунктъ, — считать, что Ломоносовъ совсѣмъ не имѣетъ отношенiя къ основанiю Императорскаго Московскаго университета (къ которому онъ не имѣлъ служебнаго отношенiя и куда нога его не ступала). Какое-то небольшое имѣетъ. И мнѣнiя его запрашивали, и ученики его тамъ трудились (было и кромѣ у кого спросить, да не только у него и спрашивали). Но подлинный основатель, конечно, И. И. Шуваловъ.
6. Въ связи съ этимъ. Университетъ очень интересуется фигурами, не имѣющими отношенiя къ нему либо имѣющими косвенное (Пушкинъ, Ломоносовъ), пышно празднуетъ ихъ юбилеи, но совершенно не интересуется собственными основателями и культурными героями (Шуваловъ, Херасковъ, Муравьевъ, Строгановъ). Безсмысленно негодовать по этому поводу, это поосто атмосфер ческое явленiе нашей культурной жизни.

Pro memoria

Родительскiй комитетъ Тверскаго реальнаго училища возбудилъ ходатайство передъ министромъ о введенiи упрощеннаго русскаго правописанiя, ибо-де усвоенiе русской грамоты представляетъ якобы непреодолимую трудность.

Графъ Игнатьевъ и развалъ школы. Б. м., [1916]. С. 10.

Varia

1. Тотъ городской кварталъ, гдѣ находится цехъ зубодеровъ, всегда именуется «Чертовы кулички».

Такъ говорилъ Лао Цзе.

2. Сердечно признателенъ тѣмъ, кто скорректировалъ мои представленiя о «такъ жить нельзя».

***

Въ свое время описывалъ большой массивъ нѣмецкихъ латиноязычныхъ диссертацiй XVII–XVIII вѣковъ. Заодно провѣрялъ ихъ наличiе въ западныхъ библiотекахъ. Общее впечатлѣнiе таково: англичанамъ было интересно, о чемъ думаютъ и пишутъ въ Германiи, французамъ — нѣтъ.

Varia

1. Вотъ, сижу надъ планами 1915 года (ужасъ тотъ еще, и хорошо, что Игнатьевъ былъ уволенъ), — но интересно, что въ этомъ болѣе чѣмъ прогрессивномъ разгромѣ русской школы изъ программы по русскому языку изымается Радищевъ. И на какомъ основаніи? Въ школѣ можетъ изучаться только то, что имѣетъ художественную цѣнность.
2. У меня складывается впечатлѣніе, что въ обществѣ растутъ настроенія «такъ жить нельзя». Или я ошибаюсь?
3. Обратилъ вниманіе на такую закономѣрность. Въ Россіи существовали школы съ воспитательной частью, отдѣльной отъ учебной (кадетскіе корпуса съ офицерами-воспитателями и женскія школы съ классными дамами); были школы безъ нея (мужскія школы МНП и семинаріи съ классными наставниками изъ числа преподавателей). Рево-люція 1905 г. потрясла до основанія вторыя и гораздо меньше затронула первыя. Возможно, это одинъ изъ факторовъ; но, мнѣ кажется, онъ существуетъ и является существеннымъ.
Я всегда завидовалъ англосаксамъ (во второмъ пунктѣ, разумѣется): простонародье тамъ традиціонно держатъ въ черномъ тѣлѣ, а оно столь же традиціонно предано королевѣ. Не связано ли это съ такой особенностью англійскаго воспитанія, какъ тьюторы? Первое возраженіе, которое приходитъ въ голову, — что тьюторы вещь дорогая и адресованы не простонародью. Но, возможно, какая-то связь идей и вліяніе существуютъ. Во всякомъ случаѣ, аристократію, годную для содержанія простонародья въ черномъ тѣлѣ, проще воспитывать съ тьюторами, чѣмъ безъ оныхъ :)
4. Но вообще индивидуальная исторія — наивная дѣтская вѣра, подростковый скепсисъ и зрѣлая, прошедшая искушенія вѣра зрѣлаго мужа — повторяется и въ формахъ массоваго образованія. И любому, какъ человѣку, такъ и коллективу, можно застрять на любой ступени, не дойдя до высшей. Въ этой закономѣрности онтогенеза и была трагедія русскаго образованія: пока физически полуобразованные подростковые слои, застрявшіе на второй ступени, компенсировались народными массами, не разставшимися съ первой, можно было балансировать съ относительнымъ спокойствіемъ. Когда въ образовательную работу были вовлечены самыя широкія массы, все стало много сложнѣе. Это связано, конечно, и съ взрывнымъ ростомъ населенія въ предреволюціонной Россіи…

Varia

1. Харьковскіе студенты 199 лѣтъ тому назадъ
Студентъ Александръ Поповъ зналъ, что Херасковъ лучше Мильтона: «Херасковъ такъ же писалъ Оды, хотя не въ такомъ возвышенномъ тонѣ, но за то отличающіяся плавностію и связнымъ ходомъ мыслей. Ему предоставлено прославиться болѣе въ родѣ Эпическомъ, и еще, естьли не ошибаюсь, въ прозѣ. Его Россіяда, плодъ шестилѣтнихъ трудовъ, хотя не можетъ стать на ряду съ Иліадою, Енеидою и съ нѣкоторыми первоклассными Поэтами просвѣщенныхъ народовъ: по крайней мѣрѣ, твореніе сіе имѣетъ неотъемлемыя достоинства, и поставитъ Автора между лучшими Епическими Стихотворцами. У него едвали можно сыскать что нибудь хотя подобное, какъ у Мильтона превозносимаго похвалами, гдѣ Ангелы имѣютъ артиллерію и сражаются пушками!!!» — Краткое обозрѣніе начала, постепеннаго возвышенія и успѣховъ Россійской Словесности. Студента Александра Попова. — Сочиненія и переводы студентовъ Императорскаго Харьковскаго Университета, читанныя 1820 года Іюня 30 числа по окончаніи экзаменовъ ихъ. Въ Харьковѣ, Въ Университетской Типографіи, 1820 года. С. 30–31.
А студентъ Дружкевичъ (тамъ же) говорилъ: «Полезно и сладостно возпоминать прошедшее. Человѣкъ по природѣ своей склоненъ къ тому, чтобы проницать сквозь густоту мрака, коимъ время сокрыло прошедшія дѣянія отъ его любопытнаго взора: и сія склонность въ немъ такъ сильна, что ни чѣмъ и никогда удовлетворена быть не можетъ». — О пользѣ народной исторіи относительно познаній и относительно нравовъ. С. 42.
2. Изъ ненаписанной рецензіи
Авторъ владѣетъ и матеріаломъ, и перомъ, и мыслью.
3. Такъ говорилъ Лао Цзе
Если ты принялъ горизонтальное положеніе, либо выходи изъ него, либо ползи!
4. Своеобразный русскій путь
Я долго уже говорилъ, что крайней степенью безнравственности считаю радѣніе о народномъ благѣ, а половой развратъ — недосягаемой нравственной высотой для такихъ радѣтелей. Это особенно хорошо видно на примѣрѣ народовольцевъ, чистыхъ въ этомъ отношеніи. Если бы они предавались разнузданнымъ оргіямъ, въ ихъ поведеніи было бы что-то низменное, но все же человѣческое; а свобода отъ остальныхъ пороковъ лишь подчеркиваетъ сатанизмъ — уже ничѣмъ не разбавленный — главнаго дѣла. Такимъ образомъ, когда послѣ 1905 года гимназисты, оставивъ въ покоѣ народное благо, защита коего превратилась въ неприкрытый разбой, стали интересоваться вопросами разврата (тогда онъ, кстати, сравнительно съ современнымъ, былъ относительно невиннымъ, я началъ какъ-то арцыбашевскій романъ, но скука не дала дочитать до порнографіи), — это означало мощный моральный подъемъ. Онъ долженъ былъ перейти — и началъ переходить — въ интересъ къ искусствамъ и наукамъ.
Но современный западный дискурсъ, кажется, другой. Нѣтъ народнаго блага безъ разврата, и нѣтъ разврата безъ народнаго блага. И съ противоположной стороны — защита права на свободное использованіе результатовъ своего труда и права имѣть нормальную семью тѣсно связаны между собой.
5. Сейчасъ римскому другу можно было бы написать:
Мнѣ развратники милѣе, чѣмъ ворюги.
У меня не получилось достроить это до полноцѣнной строфы. Кто-то можетъ оказаться удачливѣе.

О щапствѣ

А. П. Щаповъ, авторъ концепціи всеобуча.
Вотъ, потратилъ нѣкоторое время для библіографическихъ справокъ, и даю цитату.
Сначала — цитата со ссылкой. Изъ цитаты приведу только кусочекъ: «Особенно замѣчательно у курганнаго племени сильное развитие затылочной части черепа, выдающейся иногда очень значительно назадъ. Эта характеристическая форма затылка, узость и длина черепа составляют главныя особенности курганнаго племени».
Ссылка: «Натуралистъ», 1866 г. № 15-й и 16-й: «Курганное племя Московской губ.», проф. анатоміи г. Богданова, стр. 233–235.
Продолжение: «Такое племя, очевидно, не могло само, собственными интеллектуальными силами начать могучую умственную самодѣятельность. Во главѣ его не могъ выдвинуться самостоятельный мыслящій и руководящій классъ. И оно необходимо должно было подчиняться, вопервыхъ, интеллектуальному вліянію и господству скандинаво-германскихъ, варяжскихъ князей и дружинниковъ… вовторыхъ, интеллектуальному перевѣсу византійской церковно-учительской іерархіи…
Соціально-педагогическія условія умственнаго развитія русскаго народа. Сочиненіе Аѳанасія Щапова. СПб., 1870. С. 5–6.
Въ СС (Сочиненія А. П. Щапова въ 3 томахъ (съ портретомъ), Т. III. Съ біографіей А. П. Щапова, СПб., 1908) данъ значительно болѣе подробный варіантъ трактата. Тамъ это на сс. 126–127. Правда, гуголъ не даетъ полнаго варіанта, с. 126 не видна, и я убѣдился только въ тождествѣ вывода.
А самъ выводъ весьма, весьма интересенъ.

Varia

1. Бѣлочка поймала мышь.
2. Вотъ, читалъ и подумалось. Темы сочиненій — антифилологичны, онѣ требуютъ наличія такихъ качествъ, которыя настоящему филологу мѣшаютъ, — фразерства и верхоглядства, говоря языкомъ Каткова. Интересно, сказываются ли онѣ на качествѣ набора? Или можно считать, что онѣ безразличны, или что болѣе сильный ученикъ лучше справится съ любымъ заданіемъ, какимъ бы дурацкимъ оно ни было?

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow