?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

De somni impedimentis

Толкiенъ vs. Арiосто
Я вотъ думалъ, чѣмъ, собственно, подростковая культура отличается отъ неподростковой. Могу предложить такую версiю — Толкiена ужъ точно можно отнести къ первой, и есть симметричное (на самомъ дѣлѣ много болѣе крупное) явленiе въ литературѣ итальянской — «Неистовый Роландъ». Второй, несомнѣнно, относится къ культурѣ взрослой. Его относительно меньшая популярность за предѣлами Италiи связана, разумѣется, въ первую очередь съ международной судьбой итальянскаго языка, а во вторую — съ общимъ уровнемъ толпы.

И то, и другое, — міръ фантазiи. Но для Толкiена этотъ міръ серьезенъ и способенъ въ потенцiалѣ замѣнять и вытѣснять реальность. У Арiосто фантазiя вставлена въ правильную рамку — жанровую въ первую очередь, что даетъ возможность и реальности — тайной грусти, разлитой подъ бурлескомъ, — занять свое мѣсто. Кстати, чтобъ воспоминанiе не пропало, замѣчательный филологъ Томмазо Борри очень огорчился, когда я сказалъ, что Тассо мнѣ ближе, чѣмъ Арiосто: «Арiосто — душа Италiи». Арiосто — высшая зрѣлость: фантастическiй элементъ не отвергается, у него должная позицiя. Поскольку я согласенъ съ Богемикомъ, что русскiе — реалисты, я не могу признать русскую культуру подростковой. Область фантазiи для насъ — какъ въ «Русланѣ и Людмилѣ» — тоже въ правильной рамкѣ.
Какъ разъ признакомъ подростковости культуры можетъ служить поискъ древнихъ корней и прочихъ питекантроповъ своей крови и нацiи. Русскiе неоязычники и примыкающiе продростковость, несомнѣнно, демонстрируютъ. Равнымъ образомъ и мыслящiе категорiями типа «братскiй народъ», «славянское единство» и т. п.
А пока я спалъ, авторъ тезиса привелъ свое пониманiе. Оно совсѣмъ не совпадаетъ съ моимъ, — полагаю, впрочемъ, что и по этому критерiю имперская культура подростковой не была.

Tags:

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
ammosov
Mar. 4th, 2014 01:50 pm (UTC)
Почему ж это Толкин подростковый, а Ариосто взрослый?
philtrius_minor
Mar. 4th, 2014 07:17 pm (UTC)
Какъ разъ объ этомъ я и писалъ.
ammosov
Mar. 4th, 2014 07:32 pm (UTC)
Я вижу тезисы, но не аргументы.
yu_sinilga
Mar. 4th, 2014 01:59 pm (UTC)
А Вы читали у покойного Юрия Стефанова: "Мир Толкиена безпросветно мрачен, хуже Скотопригоньевска Достоевского", - и аналогию Смеагорла (Горлума) со Смердяковым?
philtrius_minor
Mar. 4th, 2014 07:17 pm (UTC)
Нѣтъ, что Вы!
yu_sinilga
Mar. 4th, 2014 07:40 pm (UTC)
С Вашего позволения, дам ссылку (потом можно её стереть):

http://yu-sinilga.livejournal.com/22092.html

ammosov
Mar. 4th, 2014 07:32 pm (UTC)
Ничего подобного.
art_serebren
Mar. 6th, 2014 01:57 am (UTC)
И Голлум, и Смердяков произошли от диккенсковского Урии Хипа из "Дэвида Копперфилда", а Урия Хип - от шекспировского Калибана.
mininand
Mar. 4th, 2014 02:28 pm (UTC)
А ведь интересно, что из мировой "взрослой" литературы перекочевало в России в подростковую, а что нет: из французской, из английской и американской - целые пласты, а то что не перекочевало - забылось и взрослыми в основном, а вот из немецкой как-то странно, прямо в детскую, но очень выборочно.
nighteagleowl
Mar. 4th, 2014 04:35 pm (UTC)
Упрощая можно, наверное, сказать что Толкиен в своих не-академических произведениях (в Хоббите, например) просто переложил свои профессиональные знания англо-саксонской мифологии и литературы на общедоступный обывателю язык. Как когда-то предки воспринимали Одиссея или Беовульфа, так наши современники относятся к истории о Хоббите. Т.е. не стоит использовать Толкиена как пример - он, полагаю, именно и писал свои произведения как замещающие реальность (как для предков Одиссей был скорее реальным и серьёзным, чем вымышленным, таков и мир Толкиена).

Edited at 2014-03-04 04:44 pm (UTC)
philtrius_minor
Mar. 4th, 2014 07:18 pm (UTC)
Думаю, что у него конструктъ.
nighteagleowl
Mar. 4th, 2014 08:05 pm (UTC)
"Хоббит" опубликован в 1937, задуман он, полагаю, ранее. Одна из главных сюжетных линий в книге - борьба с драконом. В почти тоже время - в 1936 - Толкиен провёл лекцию и опубликовал одну из своих самых известных научных работ - она посвящена Беовульфу и называется "the Monsters and the Critics". Толкиен объясняет важность дракона и монстров в поэме (в Беовульфе) и их влияние на восприятие произведения: ,,There are ... many heroes but very few good dragons'' в сагах и дошедшей до нас мифологии. "Хоббит" - это (в том числе) другой способ донести туже мысль - что орки и драконы могут быть и были интересны; окно в иной мир.

PS. А серьёзность культуры может служить критерием детства у народа? Ведь только дети играют серьёзно и будут драться за каждую букву нарисованной книжки.
eu_he_nio
Mar. 4th, 2014 04:38 pm (UTC)
Ну не знаю, не знаю.
"Незнайка на Луне" тоже, между нами говоря, не "Божественная комедия".
philtrius_minor
Mar. 4th, 2014 07:18 pm (UTC)
Не шедевровъ много.
olegvm
Mar. 4th, 2014 05:03 pm (UTC)
Я мысль о подростковости русской культуры связывал с совершенно иным. Так страстно и горячо вопросы о цели жизни, о самоубийстве, о предельных вопросах бытия, как их ставил Достоевский, обычно ставят подростки: Егор Летов, Янка Дягилева.
philtrius_minor
Mar. 4th, 2014 07:19 pm (UTC)
Я и говорилъ, что это версiя.
ammosov
Mar. 4th, 2014 07:33 pm (UTC)
Это были не подростки, а подражатели.
philtrius_minor
Mar. 4th, 2014 07:35 pm (UTC)
Тамъ сказано, что это версiя. Никому не возбраняется выдвигать другую.
nighteagleowl
Mar. 4th, 2014 08:08 pm (UTC)
Вот именно!
thrasymedes
Mar. 4th, 2014 11:21 pm (UTC)
Может быть, подростковость - неумение найти место и отношение разным сторонам жизни ?
Например, любовь это и чувства, и физиология, и семья. Подросток не может совместить их и выбирает что-то одно, а остальное отрицает.
Тогда Толстой - подростковый писатель, а вот Чехов , пожалуй, нет
anna_bpguide
Mar. 8th, 2014 12:56 pm (UTC)
подростковость - безусловно, с немалыми пластами инфантилизма (папа Сталин, мама Родина)
И про реализм - да, но, боюсь, в силу малой популярности этой темы общество не отдает себе в этом отчета...
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2022
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Comments

  • philtrius
    1 Dec 2022, 15:45
    Забавно, что поиском находится много примеров типа "история Великих Луков". Никогда бы не подумал.
  • philtrius
    1 Dec 2022, 10:12
    Совершенно с Вами согласен; если глядеть на некоторые гербы Владимирской губернии, то непонятно, почему на шуйском мыло, а на муромском калачи
  • philtrius
    1 Dec 2022, 10:09
    Да, ять я срисовал непосредственно с показанного Алексеем Игоревичем артефакта, каюсь.
    Старую орфографию читаю без малейших проблем лет с 10, но, к стыду, сам знаю не всегда четко, особенно в части…
  • philtrius
    1 Dec 2022, 05:46
    Надо бы к графологам — знатокам калиграфии, да есть ли такие? Впрочем, если и фальшак — то скорее всего старинный, сделана гравировка давно, когда ещё знали, кто такой Тетерников, без надписи давно…
  • philtrius
    1 Dec 2022, 03:46
    "Поручика" кто-то написал в 60-х годах, в те времена у красных были актуальны другие темы ("Родина слышит, родина знает...").
    Я всегда был склонен думать, что красные переделывали песни некрасных…
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow