philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

De somni impedimentis

Толкiенъ vs. Арiосто
Я вотъ думалъ, чѣмъ, собственно, подростковая культура отличается отъ неподростковой. Могу предложить такую версiю — Толкiена ужъ точно можно отнести къ первой, и есть симметричное (на самомъ дѣлѣ много болѣе крупное) явленiе въ литературѣ итальянской — «Неистовый Роландъ». Второй, несомнѣнно, относится къ культурѣ взрослой. Его относительно меньшая популярность за предѣлами Италiи связана, разумѣется, въ первую очередь съ международной судьбой итальянскаго языка, а во вторую — съ общимъ уровнемъ толпы.

И то, и другое, — міръ фантазiи. Но для Толкiена этотъ міръ серьезенъ и способенъ въ потенцiалѣ замѣнять и вытѣснять реальность. У Арiосто фантазiя вставлена въ правильную рамку — жанровую въ первую очередь, что даетъ возможность и реальности — тайной грусти, разлитой подъ бурлескомъ, — занять свое мѣсто. Кстати, чтобъ воспоминанiе не пропало, замѣчательный филологъ Томмазо Борри очень огорчился, когда я сказалъ, что Тассо мнѣ ближе, чѣмъ Арiосто: «Арiосто — душа Италiи». Арiосто — высшая зрѣлость: фантастическiй элементъ не отвергается, у него должная позицiя. Поскольку я согласенъ съ Богемикомъ, что русскiе — реалисты, я не могу признать русскую культуру подростковой. Область фантазiи для насъ — какъ въ «Русланѣ и Людмилѣ» — тоже въ правильной рамкѣ.
Какъ разъ признакомъ подростковости культуры можетъ служить поискъ древнихъ корней и прочихъ питекантроповъ своей крови и нацiи. Русскiе неоязычники и примыкающiе продростковость, несомнѣнно, демонстрируютъ. Равнымъ образомъ и мыслящiе категорiями типа «братскiй народъ», «славянское единство» и т. п.
А пока я спалъ, авторъ тезиса привелъ свое пониманiе. Оно совсѣмъ не совпадаетъ съ моимъ, — полагаю, впрочемъ, что и по этому критерiю имперская культура подростковой не была.
Tags: pensieri
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments