?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

De Russia Minore

Да, еще по поводу Украины.
Въ XVII в. благодаря своимъ школамъ iезуитскаго образца Украина была далеко впереди Москвы. Ѳеофанъ Прокоповичъ и люди его круга — спасшiе отъ провинцiализацiи русскую школу при Аннѣ Iоанновнѣ — создали бы украинскую элиту и украинскую культуру европейскаго уровня. Но сейчасъ темная и провинцiальная Москва сильно опережаетъ куда болѣе темный и провинцiальный Кiевъ — а потому, если программа украинизацiи и удастся, украинцамъ ничего не свѣтитъ въ отношенiи уровня. Въ дипломатiи ихъ будетъ обыгрывать и использовать по назначенiю любой желающiй.
И это — фундаментальный фактъ, на который актуальность не оказываетъ никакого влiянiя.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
melanyja
Feb. 20th, 2014 09:23 am (UTC)
У них эта... победительница ЕВровидения :)
philtrius_minor
Feb. 20th, 2014 09:43 am (UTC)
Если они воспринимаютъ сей успѣхъ серьезно, это дiагнозъ. Впрочемъ, у насъ тоже факторъ относительно меньшей провинцiальности именно на верхахъ и не работаетъ.
tinium
Feb. 20th, 2014 12:11 pm (UTC)
По крайней мере у нас есть те, кто мог бы эти верхи составить.

И "РФ" и "Украина" дрянь одинаковая, что для окружающих, что для граждан, но русские, в отличии от майдановцев, петь гимн РФ не будут никогда. Так же, как искренне говорить о конституции или праздновать 12 июня.
gomelyuk
Feb. 20th, 2014 10:16 am (UTC)
Представляется - и не только в дипломатии.
zozvicnic
Feb. 20th, 2014 10:16 am (UTC)
хх
Нѣт, Орден святаго Іова Почаѣвскаго выходитъ на поле битвы. Украина - святая земля, здѣсь все будет хорошо.

Edited at 2014-02-20 10:19 am (UTC)
hungarez
Feb. 20th, 2014 10:55 am (UTC)
Могилянка по отдельным направлениям сильнее альма-матер к сожалению. По идеологии левее - но при этом сильно менее совковая.
philtrius_minor
Feb. 20th, 2014 12:34 pm (UTC)
Важны не направленiя, а количество читающихъ Горацiя. А ихъ на Украинѣ (въ отличiе отъ XVII в.) почти нѣтъ.
hungarez
Feb. 20th, 2014 12:40 pm (UTC)
Социологам читать Горация всё же не обязательно. А вот современных западных специалистов - надо. И общаться с ними надо. А в заведении нашей альма-матери с этим туго.

Да и классики оттуда неплохие. В Харькове школа есть, в Киеве тоже есть специалисты.
philtrius_minor
Feb. 20th, 2014 12:46 pm (UTC)
Если никто не будетъ читать Горацiя, о соцiологiи можно и не думать. А украинская школа — при томъ, что она все-таки есть, — слабѣе и московской, и петербургской по отдѣльности.
hungarez
Feb. 20th, 2014 12:47 pm (UTC)
Я не согласен по поводу Горация. Но здесь мы вряд ли друг друга убедим.
philtrius_minor
Feb. 20th, 2014 12:50 pm (UTC)
Не нужно соглашаться. Достаточно сопоставить уровень интереса къ Горацiю въ оригиналѣ съ уровнемъ соцiологiи въ любой конкретной странѣ.
alex_vergin
Feb. 20th, 2014 01:12 pm (UTC)
Верно. Превосходство малороссиян было заметно и в общероссийском масштабе. Так, верхушка РПЦ в 18 ст. была очень украинизирована и сохраняла решающее влияние вплоть до гибели несчастного митрополита Амвросия (Зертис-Каменского) в 1771 г.

О культурных проблемах Украины в позднейшее время довольно язвительно писал Галковский http://galkovsky.livejournal.com/226728.html
inau
Feb. 20th, 2014 05:40 pm (UTC)
Так ведь и "русификация" бы ничего не дала.
philtrius
Feb. 20th, 2014 07:40 pm (UTC)
Я ничего и не тговорилъ о русификацiи. Я просто сравниваю уровень.
thrasymedes
Feb. 20th, 2014 10:38 pm (UTC)
Для меня загадка, что они будут числить родной культурой, отбросив русскую ?
Неужели Павло Тычину, Лесю Украинку и т д. Это же такая дремучая провинция !
Хотя и так можно жить
inau
Feb. 21st, 2014 06:54 am (UTC)
В начале ХХ века были вполне серьезные авторы, Зеров или Семенко, к примеру.
thrasymedes
Feb. 21st, 2014 08:45 pm (UTC)
Никогда не слышал о таких, посмотрел.
Вы не в курсе, они известны на Украине ?
inau
Feb. 21st, 2014 09:54 pm (UTC)
Насколько я могу судить, вполне известны.
Хотя мои попытки обзавестись их новыми изданиями через украинских родственников и знакомых оказались тщетными: есть только книги, выпущенные на рубеже 1980-х - 1990-х годов.
А в целом, вполне справедлива мысль покойного Омри Ронена, что в ХХ веке была великая украинская поэзия, хотя не было великой украинской прозы: http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/3/ro15.html
philtrius
Feb. 22nd, 2014 06:09 am (UTC)
Очень сомнительно, чтобъ могла быть чья-либо великая поэзiя въ ХХ в.
inau
Feb. 22nd, 2014 09:56 am (UTC)
Я был уверен, что Вы не оставите эту запись без ответной реплики :)
philtrius_minor
Feb. 22nd, 2014 09:58 am (UTC)
:)
rovdyr
Feb. 21st, 2014 06:53 am (UTC)
"Далеко впереди" по какимъ параметрамъ?
philtrius
Feb. 22nd, 2014 06:10 am (UTC)
Самымъ простымъ. Въ Москвѣ была всего горсть людей, имѣвшихъ образованiе выше начальнаго, и никто изъ нихъ не учился въ регулярной московской школѣ (каковыхъ не было).
art_serebren
Feb. 24th, 2014 09:07 pm (UTC)
Да, в начальный период русского Просвещения (обозначим его с известной долей упрощения и огрубления 1640 - 1740) Малороссия сыграла исключительную роль, и дело не в "интеллектуальном и культурном ограблении", как это хотят представить вуйки с полонины. Далее следует несколько идеализированно-наивный, но лично для меня важный образ этого процесса, особенно его начала.

Насколько у меня сложилось впечатление, мало- и белорусским монахам, священникам, да порою и простым семинаристам удалось маленькое чудо: растождествить католицизм/униатство и приватизированную ими античную и новолатинскую культуру, похитить сию последнюю, как прометеев огонь, и поставить ее на службу православию и русскому единству. Для этого приходилось идти на сделки с совестью, притворно принимать униатство, лгать самому себе и Богу, лишь бы католики допустили до вожделенных Цицерона с Аристотелем, на которых они уселись чугунным гузном и просто так никому не давали. Двурушничать, лишь бы тебя из какого-нибудь Конотопа послали во Львов (а то и Краков, а то и, паче чаяния, Рим) совершенствоваться в науках, как будущего слугу римского престола и евангелизатора восточных схизматиков. А потом бежать под скипетр русского царя и оттуда, вооружившись эллинской и латинской ученостью, интеллектуально громить унию, защищать православие и всячески дополнять веру разумом.

Собственно, нечто подобное сейчас проделывает и ваш покорный слуга ;-).
philtrius_minor
Feb. 25th, 2014 03:12 am (UTC)
Да, это такъ и было.
( 25 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

  • philtrius
    30 Sep 2022, 22:35
    А также имитационная армия, как оказалось...
  • philtrius
    30 Sep 2022, 17:08
    Джо Байден, вы притворщик и хитрюга!
    Не знали вы, что в сонмище людском
    Я был как крыса, загнанная в угол,
    Что не жалеет больше ни о ком.
  • 30 Sep 2022, 17:05
    Человек определяется тем, что ему бывает плохо. Животному плохо не бывает.

    Человек, которому все время хорошо - не человек, а ишак.
  • 30 Sep 2022, 16:49
    два бесталанных ширмы-щелкопера? почто вы такими оскорблениями кидаетесь?
    если же похвалить- то истинным автором стульев и теленка- Булгаковым..
  • philtrius
    30 Sep 2022, 15:22
    Для режима имитационное образование это не беда. Для 90 процентов граждан хватит умения читать, писать и считать до 100.

    Главное, чтобы главная скрепа - дубинка омоновская - оказалась не имитацией.
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow