2. Будемъ надѣяться, что олимпiада съ трескомъ провалится, но мнѣ еще больше хотѣлось бы, чтобъ она обошлась безъ жертвъ и крови.
3. Очень тезисно о консерватизмѣ. Въ его основѣ, какъ мнѣ представляется, лежитъ взглядъ на естественный графикъ развитiя общества какъ на фрагментъ опрокинутой квадратичной параболы: путь вверхъ, нѣкоторое время пребыванiя на вершинѣ или рядомъ съ ней и путь внизъ, сначала медленный, затѣмъ все ускоряющiйся. Тотъ же самый событйный рядъ другой можетъ видѣть иначе (никто никому не запрещаетъ считать Малевича лучше Тицiана, а Фанайлову лучше Виланда). Можно смотрѣть на тотъ же путь какъ на фрагментъ кубической параболы съ постояннымъ ростомъ, можно — какъ на постоянную деградацiю, можно — какъ на циклъ съ «вѣчнымъ возвращенiемъ» и т. п. И въ этомъ отношенiи позицiя консерватора противоестественна: его желанiе заключается въ томъ, чтобъ человѣкъ оставался въ сорокалѣтнемъ возрастѣ, на вершинѣ своихъ физическихъ и интеллектуальныхъ силъ, утративъ недостатки молодости, но не впадая въ старческiй маразмъ. Разумѣется, отдѣльные фрагменты реальности могут на этой координатной сѣткѣ въ умѣ консерватора находиться въ разныхъ мѣстахъ: смягченiе нравовъ уже превращается въ размыванiе моральныхъ нормъ, литература сейчасъ на вершинѣ, архитектура до нея еще не дотягиваетъ, а техника можетъ развиваться безконечно, и здѣсь мы въ началѣ пути. Желанiе консерватора — въ моментъ достиженiя вершины превратить дальнѣйшiй спускъ въ горизонтальную прямую.
Если бы аналогiя общества съ живымъ организмомъ была точна, консерватизмъ былъ бы чистой воды безумiемъ. Но даже образъ жизни влiяетъ на ея длительность и продуктивность; потому и въ этой области достичь кое-чего возможно (эллинизмъ въ искусствѣ не былъ отказомъ отъ техническихъ достиженiй классики, а только наполненiемъ ихъ новымъ содержанiемъ, принципатъ, смѣнившiй разложившуюся республику, продлилъ римское бытiе и римское творчество на нѣсколько вѣковъ, и т. д.).
Но вторую часть этой мысли я сейчасъ не въ состоянiи записать — попробую чуть позже.