Я врядъ ли скажу что-то новое, утверждая, что въ естественныхъ наукахъ есть наборъ свѣдѣнiй и способъ полученiя этихъ свѣдѣнiй; однако расхожденiе между ними влечетъ весьма значительныя послѣдствiя для школьнаго статуса естественныхъ наукъ. И послѣдствiя эти заключаются въ томъ, что если использовать ихъ какъ инструментъ интеллектуальнаго роста, мы либо дублируемъ инструментарiй математики (таковы въ большинствѣ своемъ физическiя задачи), либо нуждаемся въ значительномъ времени, лабораторной базѣ и тщательной подготовкѣ, которая сдѣлала бы изъ естественной науки такое же хорошо подготовленное блюдо, какимъ является математика или латынь. Что же касается второй части, т. е. свѣдѣнiй, то съ педагогической точки зрѣнiя все равно, является ли молнiя продуктом колесницы Ильи пророка или тренiя облаковъ другъ отъ друга — и то и другое изъ области догматики, не пережитой ни опытно, ни интеллектуально. Обѣщанiя же педагоговъ прошлаго развивать наблюдательность, обезпечить связь съ жизнью и т. п. ни на чемъ не основаны — никакая школьная программа не позволитъ рѣшить даже самую простую жизненную проблему, напр., продумать и разсчитать курсъ правильнаго питанiя. Большинство догматическихъ свѣдѣнiй благополучно забывается.
Потому было бы разумно устроить школы разныхъ типовъ: для тѣхъ, кто естественными науками заниматься не планируетъ, курсъ естествознанiя въ 2-3 часа в недѣлю; его содержанiе забудется, разумѣется, но останется примѣрно столько же, какъ отъ 6 часовъ для трехъ предметовъ. А еще Горацiй писалъ, что все равно, изъ какой кучи брать нужное — малой или большой.
А въ другихъ школахъ, гдѣ изъ естественныхъ наукъ положено сдѣлать инструментъ развитiя, дѣлать это серьезно — съ 5 часами въ недѣлю на главную избранную науку и по 3 на остальныя. Къ этому 6 часовъ математики — вотъ уже 17 часовъ. 4 часа англiйскаго + 2 часа факультатива, обучать чтенiю. На остальное почти не остается времени, а если дать второй языкъ, то и не остается вовсе. Но использовать естественныя науки въ этомъ качествѣ можно только при соблюденiи всѣхъ этихъ условiй: много времени, толковыя и мотивированныя дѣти, весьма квалифицированные учителя. Изъ «много времени» слѣдуетъ чистка программы отъ лишняго.