Въ этомъ смыслѣ разсмотримъ образованiе. Всеобщая грамотность была бы, безъ сомнѣнiя, достигнута и безъ СССР. Къ его активности можно отнести только обученiе грамотѣ взрослаго населенiя, чѣмъ РИ не занималась бы, и распространенiе образованiя на инородческiя племена (чѣмъ РИ, несомнѣнно, занималась бы съ куда меньшей энергiей). Скорѣе всего, въ РИ было бы сейчасъ меньше университетовъ (поскольку губернiя серьезно крупнѣе области, Стоитъ ли этотъ успѣхъ практически полной ликвидацiи средняго образованiя? Я такъ не думаю.
Днепрогэсъ, безусловно, никакимъ достиженiемъ не является: гидроэнергетика спокойно развивалась бы и въ РИ. Индустрiализацiя — тоже; даже и военная промышленность СССР по мощности отставала отъ имперской (РИ строила дредноуты во время войны, СССР не построилъ ни одного и въ мирное время). Полагаю, что къ числу достиженiй СССР относится космическое первенство. РИ, не озадаченной манiакальнымъ поискомъ доказательствъ своего превосходства, просто не было бы нужно дѣлать то, что сдѣлалъ СССР: пускать въ ходъ сырой продуктъ, непригодный къ использованiю, чтобы на ккое-то время опередить конкурента.
Атомное оружiе? Бисмаркъ допустилъ одну капитальную ошибку: создалъ проблему Эльзаса и Лотарингiи — единственную въ Европѣ, которую невозможно было рѣшить безъ большой войны. Политики Англiи, Францiи и США послѣ WWI сдѣлали все отъ нихъ зависящее, чтобы состоялась WWII; но при участiи русской дипломатiи могло бы быть принято одно изъ двухъ рѣшенiй, которыя такого исхода не предполагали: либо Германiю вернули бы въ добисмарковское состоянiе, и тогда война была бы невозможна технически; либо не стоило ее оскорблять и унижать такъ, чтобы война была ей нужна (возвращенiемъ Францiи Эльзаса и Лотарингiи можно было ограничиться). Если бы WWII не было и пороховые погреба разбирали, а не наполняли вновь, атомное оружiе вполнѣ могло не существовать до сихъ поръ.
Такъ что у меня списокъ достиженiй СССР оказывается весьма скромнымъ, хотя и не нулевымъ.