II. Продолжая тему рабочаго и его добросовѣстности и красоты труда. А есть ли серьезныя изслѣдованiя и наблюденiя на предметъ образовательнаго уровня и духовныхъ потребностей/интересовъ наиболѣе квалифицированныхъ рабочихъ? Можно ли способствовать ихъ формированiю съ помощью школы?
Совѣтская модель была въ этомъ отношенiи очень неудачной. По пунктамъ, тезисно: 1) ребенокъ воспитывается въ убѣжденiи, что слова и дѣла должны расходиться очень далеко, и при этомъ произносится много словъ объ уваженiи къ труду; 2) программа, даже такая убогая, какъ въ СССР, для его жизненной среды очень на выростъ, и — опять-таки по контрасту — воспитывается нигилизмъ по отношенiю къ культурнымъ цѣнностямъ. Разумѣется, жизнь воспитываетъ нигилизмъ намного эффективнѣе, чѣмъ школа.
Но у меня нѣтъ увѣренности, что школа должна поднять руки и бросить все на самотекъ. Образовательно-культурный уровень рабочаго тоже, думается, можно поднять. Но какимъ образомъ?