? ?

Previous Entry | Next Entry

Разное

I. У меня такое впечатлѣнiе, что въ обозримой исторической перспективѣ практически всѣ книги, изданные въ СССР, станутъ ненужными. Имъ свойственно built-in obsolescence. Скажемъ, знаменитое собранiе Пушкина, съ одной стороны, лишено комментарiя, а съ другой — даже и текстологически, въ силу новаго правописанiя, неспособно воспроизвести подлинный текстъ. Послѣ появленiя нормальнаго оно автоматически превращается въ хламъ, и спасаетъ его только то, что нѣтъ нормальнаго. Будутъ, конечно, исключенiя, напр., раннесовѣтскiе книги, первыя изданiя писателей, сохранившихъ имя. Но въ общемъ и цѣломъ 95 % рано или поздно окажется на помойкѣ.
II. Продолжая тему рабочаго и его добросовѣстности и красоты труда. А есть ли серьезныя изслѣдованiя и наблюденiя на предметъ образовательнаго уровня и духовныхъ потребностей/интересовъ наиболѣе квалифицированныхъ рабочихъ? Можно ли способствовать ихъ формированiю съ помощью школы?
Совѣтская модель была въ этомъ отношенiи очень неудачной. По пунктамъ, тезисно: 1) ребенокъ воспитывается въ убѣжденiи, что слова и дѣла должны расходиться очень далеко, и при этомъ произносится много словъ объ уваженiи къ труду; 2) программа, даже такая убогая, какъ въ СССР, для его жизненной среды очень на выростъ, и — опять-таки по контрасту — воспитывается нигилизмъ по отношенiю къ культурнымъ цѣнностямъ. Разумѣется, жизнь воспитываетъ нигилизмъ намного эффективнѣе, чѣмъ школа.
Но у меня нѣтъ увѣренности, что школа должна поднять руки и бросить все на самотекъ. Образовательно-культурный уровень рабочаго тоже, думается, можно поднять. Но какимъ образомъ?

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
conceptualist
Aug. 22nd, 2013 05:33 am (UTC)
Когда ж мужик не Блюхера, и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет?

Понимаю, почему это волнует всяких прогрессистов, особенно склонных насаждать прогресс путем государственного принуждения. Но реакционеру-то зачем "способствовать повышению образовательно-культурного уровня и формированию духовных потребностей рабочего"? От самих этих слов так и веет большевизмом!
philtrius
Aug. 22nd, 2013 05:38 am (UTC)
У меня это скорѣе вопросъ. Я, въ общемъ, и ограниченность школьныхъ возможностей вижу лучше, чѣмъ прогрессисты, и — описалъ въ репликѣ — перспективу воздѣйствiя, противоположнаго запланированному. Но, въ общемъ, фактъ, что грамотный рабочiй производительнѣе неграмотнаго. Можетъ, на болѣе высокомъ уровнѣ эта закономѣрность тоже будетъ проявляться?
(no subject) - conceptualist - Aug. 22nd, 2013 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - philtrius - Aug. 22nd, 2013 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - kislin - Aug. 22nd, 2013 05:38 am (UTC) - Expand
eu_he_nio
Aug. 22nd, 2013 07:06 am (UTC)
Насчет книжек - это Фильтриус слишком.
Возьмем, например, то что называется детско-юношеской литературой.
В 50-е и 60-е годы вышли следующие собрания сочинений - Майн Рида в пяти томах, Купера в шести, Конан-Дойля в восьми, Жюль Верна в двенадцати, Стивесона в пяти и Вальтер Скотта в двадцати. Все это окажется на помойке? Почему? Все дети овладеют языком оригинала - сомневаюсь, появятся более лучшие переводы - сомневаюсь еще больше.
Пусть Фильтриус зайдет в книжный магазин - да не в "Фаланстер", а в какую-нибудь забегаловку вроде "Дома книги на Арбате" - там не 95 а 99 процентов макулатуры.
rovdyr
Aug. 22nd, 2013 08:28 am (UTC)
Многiя совѣтскiя книги изданы съ сокращенiями. По причинѣ цензуры, разумѣется.
Къ примѣру, въ книгѣ "Дѣти капитана Гранта" изданiя 1950-хъ годовъ (точную дату не помню сейчасъ, но за десятилѣтiе ручаюсь, ибо эта книга есть въ моей библiотекѣ) были значительно сокращены описанiя лорда Гленарвана (въ началѣ произведенiя). Вслѣдствiе чего оный выдающiйся въ глазахъ автора герой предсталъ передъ читателями въ довольно заурядномъ видѣ.
Про безобразное оскопленiе книги "Девяносто третiй годъ" Виктора Гюго я ужъ не говорю - съ ней хотя бы болѣе понятно.
(no subject) - vagonka_man - Aug. 22nd, 2013 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - eu_he_nio - Aug. 22nd, 2013 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - philtrius - Aug. 22nd, 2013 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - rovdyr - Aug. 22nd, 2013 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tan_y - Aug. 22nd, 2013 07:02 pm (UTC) - Expand
cass1an
Aug. 22nd, 2013 07:39 am (UTC)
"Но въ общемъ и цѣломъ 95 % рано или поздно окажется на помойкѣ."
"Откровение Старджона" же: "Ninety percent of everything is crud"
philtrius
Aug. 22nd, 2013 09:27 am (UTC)
Да, но сохранившiяся отъ прежнихъ эпохъ книги какой-нибудь цѣнностью да обладаютъ. Съ совѣтскими этого не произойдетъ никогда.
(no subject) - cass1an - Aug. 22nd, 2013 09:45 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
philtrius
Aug. 22nd, 2013 09:24 am (UTC)
Я Васъ, честно говоря, не понимаю. За послѣднiя 20 лѣтъ вышло больше полезныхъ книгъ, нежели за все время существованiя СССР. Одинъ Баратынскiй песковскiй чего стоитъ — онъ наравнѣ съ Гротомъ и лучше не только любаго совѣтскаго изданiя, но и всѣхъ ихъ вмѣстѣ взятыхъ. А много есть такого, что не удовлетворяетъ меня текстологически въ силу правописанiя, но обладаетъ очень хорошими комментарiями (мемуары М. А. Дмитрiева, напр.).
(Deleted comment)
(no subject) - philtrius - Aug. 22nd, 2013 10:25 am (UTC) - Expand
vagonka_man
Aug. 22nd, 2013 08:57 am (UTC)
Но въ общемъ и цѣломъ 95 % рано или поздно окажется на помойкѣ.

Разве это не справедливо в отношении всего написанного и изданного во все исторические эпохи, включая и нынешнюю?
klausnick
Aug. 22nd, 2013 09:11 am (UTC)
Глобальное обобщение.
(no subject) - vagonka_man - Aug. 22nd, 2013 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - philtrius - Aug. 22nd, 2013 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - vagonka_man - Aug. 22nd, 2013 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - philtrius - Aug. 22nd, 2013 09:38 am (UTC) - Expand
mata_ariki
Aug. 22nd, 2013 10:15 am (UTC)
В советское время исследования "духовны потребностей рабочих" скорее всего, проводились Что-то такое смутно вспоминаю. Так что если сов. худ. литература пойдет на макулатуру, то вот такие "исследования" еще поживут. Как документ эпохи, так ск-ть.

А вот научила ли школа - средняя советская - кого-то чему-то позитивному - это для меня вопрос-загадка. Т.е., на своем и окружающих примере вижу, что ничему не научила, только ссучивала. Но, вдруг были где-то островки настоящей советской духовности?
philtrius
Aug. 22nd, 2013 10:23 am (UTC)
Совѣтская духовность — красивый оксюморонъ, спасибо. Я, въ общемъ, съ массовымъ и представительнымъ продуктомъ совѣтской школы сталкивался только въ армiи — и впечатлѣнiе, надо сказать, не слишкомъ прiятное (хотя и не безпросвѣтно темное — было и уваженiе къ знанiю и культурѣ при полномъ пониманiи ихъ чуждой природы).
Но въ совѣтское время не было почти такихъ рабочихъ, какiе намъ нужны; ихъ нужно изучать тамъ, гдѣ можно найти.
zloy_alex
Aug. 22nd, 2013 06:05 pm (UTC)
Это вы говорите про идеальное развитие событий. Пока же, как погляжу, у нас государство не особо хочет вкладываться в литературу. А серьезные издания в наших условиях, увы, частным образом не мыслимы.
tan_y
Aug. 22nd, 2013 07:05 pm (UTC)
в швеции рабочие могли и могут иметь вполне культурные интересы и знания. После ссср было немного непривычно.
e_u_r
Aug. 23rd, 2013 10:01 am (UTC)
Изданные -- не думаю, а вот написанные, -- пожалуй. Когда освобождали бабушкину квартиру, два мешка выбросили.
philtrius
Aug. 23rd, 2013 10:10 am (UTC)
?!
(no subject) - e_u_r - Aug. 23rd, 2013 11:29 am (UTC) - Expand
mininand
Aug. 23rd, 2013 11:55 am (UTC)
меня тут недавно заинтересовал вопрос об издании великого сочинения Герцена: насколько редакторская работа Каменева соответствовала авторскому замыслу "Былого и дум"?
( 31 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow