Съ другой стороны, стоитъ, навѣрно, подѣлиться и личными воспоминанiями.
Фильтрiусъ ничего не вынесъ изъ школы, кромѣ знанiй въ области французскаго языка и математики; я до сихъ поръ помню въ основномъ школьную математическую программу, хотя рѣшить тѣ же задачи въ силу отвычки мнѣ было бы сейчасъ сложно. Въ общемъ и цѣломъ я оцѣниваю свой интеллектуальный типъ скорѣе какъ универсальный; полагаю, что я, занимаясь математикой профессiонально, достигъ бы въ ней меньшихъ успѣховъ, нежели въ филологiи, но вполнѣ могъ претендовать на самостоятельные результаты (ничуть не переоцѣнивая ихъ значимости). Будучи старшеклассникомъ, я занимался дополнительно съ И. К. С., нынѣ покойнымъ, — онъ училъ еще моихъ родителей; я рѣшалъ вступительныя заданiя МФТИ и лучшихъ факультетовъ МГУ, но не всегда укладывался въ отведенное время. И. К. С. настаивалъ на моемъ поступленiи въ МФТИ; этому препятствовало то обстоятельство. что физика меня не интересовала вовсе — важно, увы, не только для вступительныхъ экзаменовъ, но и для учебы. Сейчасъ я жалѣю о томъ, что у меня нѣтъ высшаго математическаго образованiя; но, анализируя распределенiе силъ и энергiи въ теченiе жизни, я не вижу для этого достаточнаго резерва. Было бы много проще, если бъ древнiе языки мнѣ пришлось учить въ школѣ; но она бездарно растратила мое время и энергiю на то, что пришлось либо забыть, либо изучать потомъ самостоятельно и въ чемъ ея тощiя и кривыя свѣдѣнiя не могли служить даже подспорьемъ; грамотно я писалъ и безо всякой школы, и русскiй языкъ былъ также чистой тратой времени впустую. 40-%ный КПД моего ученичества* — очень высокiй; въ среднемъ, полагаю, онъ не превышаетъ для нашей школы 10 %; но я-то — машина съ 70–80 %нымъ КПД. Добавлю, что я могъ, скажемъ, въ седьмомъ классѣ выиграть районную олимпiаду, но, придя на городскую, было понятно, что она для ребятъ съ другой подготовкой: изъ десяти задачъ я смогъ рѣшить одну или двѣ. Правда, сдавая вступительный экзаменъ на отдѣленiе лингвистики, я черезъ полтора часа нѣсколько разъ провѣрилъ оформленiе и былъ вынужденъ покинуть помѣщенiе, поскольку не могъ придумать для себя никакихъ занятiй. Добавлю еще, что я лично благодаренъ колмогоровскимъ новацiямъ: мнѣ было бы жалко, если бъ я не обладалъ хотя бы тѣми скудными познанiями въ анализѣ функцiй, какiя предполагала тогдашняя школьная программа: это вещь изумительной красоты.
Такимъ образомъ, мое отношенiе къ общему математическому образованiю въ СССР — самое положительное. Для универсала съ инымъ профессiональнымъ выборомъ она — учитывая отведенное время — практически идеальна. Я бы для себя пожелалъ — если бъ мнѣ было предложено несколько модифицировать концепцiю тогдашней школы, не мѣняя ее по существу, — добавить еще теорiю вѣроятностей, по принципу «и то и другое, и можно безъ хлѣба», но это потребовало бы пропорцiональнаго увеличенiя времени; мнѣ-то нетрудно было бы его найти, поскольку, какъ я говорилъ, 60 % программы — ни для чего не нужный мусоръ**, но среди прочихъ кто-то, возможно, такъ никогда бы безъ школы не узналъ, что Алексѣй Михайловичъ подавлялъ крестьянскiя возстанiя, и не научился бы писать, не зная провилъ орѳографiи. Потому, лично любя эту программу, не стану ее критиковать за отсутствiе универсальности: безусловно, большинство ограничивалось навыками счета и не было въ состоянiи съ ходу даже рѣшить квадратное уравненiе***, но въ рамкахъ существующей модели не было ничего лучше, чѣмъ можно было бы замѣнить то, что забывается; недостатки математической программы средней школы СССР коренятся въ недостаткахъ самой этой школы и въ рамкахъ математики преодолѣны быть не могутъ.
Теперь — спецiализированная математическая программа. Съ этимъ лично я не сталкивался; предполагаю, что это механическое расширенiе программы за счетъ переноса содержанiя первыхъ вузовскихъ курсовъ. Я недовно писалъ о недостаткѣ такого подхода; но онъ не единственный и не главный. А главный заключается въ томъ, что ложна сама по себѣ концепцiя средняго и спецiализированнаго математическаго образованiя.
Она исходитъ изъ чисто утилитарнаго подхода къ ученику — онъ долженъ стать инженеромъ и творцомъ оружiя для защиты соцiалистическаго отечества. Марксизмъ въ принципѣ игнорируетъ и автономiю человѣческой личности какъ таковую, и, соотвѣтственно, духовныя потребности этой личности; потому школа въ марксисткомъ государствѣ и не въ состоянiи дать пищу для удовлетворенiя оныхъ. Хорошо, если имѣешь дѣло съ гопниками; тогда эрзацъ-минимумъ совѣтской школы можетъ оказаться даже чрезмѣрнымъ. Но въ математическiя школы шли самые умные; у нихъ соотвѣтствующiя потребности завѣдомо были и завѣдомо удовлетворялись весьма неудовлетворительно. Прибавимъ къ этому антропологическую разницу между умнымъ совѣтскимъ математикомъ и среднимъ совѣтскимъ же гуманитарiемъ — презрѣнiе къ гуманитарнымъ дисциплинамъ (реально строгостью не уступающимъ естественнымъ наукамъ) вполнѣ понятно, но оттого оно не перестаетъ быть ложнымъ шагомъ съ самыми трагическими культурными послѣдствiями.
Никакого фатума здѣсь нѣтъ. Одна изъ самыхъ глубокихъ гуманитарныхъ книгъ, написанныхъ въ СССР, — «Соцiализмъ какъ явленiе мiровой исторiи» И. Р. Шафаревича (для В. п. с. это одинъ изъ краегугольныхъ мiровоззрѣнческихъ камней). Но въ общемъ и цѣломъ это создало субкультуру самодѣятельной пѣсни, Ѳоменко и Задорнова: потребности, никакъ не культивируемыя школой, при систематическомъ лишенiи пищи должнаго качества, удовлетворяются кривымъ и извращеннымъ способомъ. Потому я предпочелъ бы не торопиться проходить съ самыми умными вузовскую программу, а поработалъ бы надъ расширенiемъ ихъ культурнаго кругозора. А это — классическая гимназiя, а не СУНЦ.
Уфффъъъъъ……… Scripsi.
P. S. В. п. с., обладая ученой степенью, совсѣмъ не краденой и, какъ мнѣ представляется, заслуженной, лишенъ высшаго образованiя: проходя въ вузѣ то, что надо бы въ гимназiи, я научился филологiи изъ перевода «Исторiи римской литературы» Михаэля фонъ Альбрехта въ большей степени, нежели за пять лѣтъ пребыванiя въ МГУ.
_ _ _
* По времени. Такую долю суммарно занимали французскiй и математика въ спецшколѣ (каждый предметъ — примѣрно учебный день въ суммѣ).
** Исключенiе сдѣлалъ бы, пожалуй, для бiологiи.
*** Я тоже рѣшаю не съ ходу. Нужно вспоминать и даже считать, къ чему именно прибавляется/изъ чего вычитается квадратный корень изъ дискриминанта :)