philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Sine ira et studio fessae date serta carinae

Въ качестве преамбулы къ послѣдней части своего отвѣта я хотѣлъ бы попросить читателей воспринимать текстъ спокойно.

Понимаю, это трудно, и эмоцiональная реакцiя на наличное мiроустройство — представленiе о Золотомъ вѣкѣ съ мирно лежащими рядомъ львомъ и агнцемъ — свойственно какъ Библiи, такъ и античности. Однако постоянная концентрацiя на картинкахъ Золотаго вѣка — не лучшiй способъ понять происходящее въ нашемъ, желѣзномъ (еще съ Гесiода), а эмоцiональный блокъ, который возникаетъ при созерцанiи какъ многихъ явленiй живой природы, такъ и иныхъ соцiальныхъ феноменовъ, психологически вполнѣ понятенъ и заслуживаетъ уваженiя, но интеллектуально — ведетъ въ тупикъ.
Сначала — нѣсколько разрозненныхъ фактиковъ.
1. Проблема № 1 заключается въ томъ, что наука и рацiональное мышленiе уже возникли. Произошло это одинъ разъ, на территорiи античной Грецiи, и, по-видимому, въ результатѣ стеченiя ряда счастливыхъ обстоятельствъ, которое могло и не повториться; но пусть даже повторенiе возможно — историческая несправедливость заключается въ томъ, что мирное племя живетъ себѣ и живетъ, и вотъ еще какихъ-нибудь пятьсотъ лѣтъ — и тамъ возникнетъ греческаго образца натурфилософiя, а еще черезъ десять тысячъ они оторвутся отъ земли на аппаратахъ тяжелѣе воздуха, но приходятъ прямые наслѣдники грековъ, землю отнимаютъ, а людей заковываютъ въ цѣпи и везутъ черезъ океанъ (или не везутъ) для продажи на аукцiонахъ. Потому для тѣхъ, кто прямымъ наслѣдникомъ не является и не имѣетъ возможности естественнаго десятысячелѣтняго развитiя, выборъ узкiй: либо вышеописанное, либо авторитарная наука является сверху и вбивается въ голову несчастнаго молодаго варвара обильной березовой кашей.
Благослови, Боже, оные лѣса,
Иже розги добрыя родятъ на долгiя времена.
Малымъ дѣтямъ розга черемховая двоюлѣтняя,
Сверстнымъ же березовая къ воумленiю,
Черемховая же къ страхованiю ученiя.
Старымъ же дубовый жезлъ къ подкрѣпленiю.
Каково было наше положенiе? Съ одной стороны, какъ христiанскiй народъ мы наслѣдники античной цивилизацiи; съ другой — славянская Литургiя и Библiя прiучили наше духовенство и за нимъ весь народъ къ умственной лѣности и застою, къ фактическому отказу отъ наслѣдства (чего не было бы при службѣ на греческомъ языкѣ, который русскому клиру пришлось бы учить, какъ западному — латынь). Отсюда — энергiя и ярость петровской педагогической дубинки (онъ-то вышесказанное понималъ превосходно).
2. Фактъ второй заключается въ томъ, что — мало кто это знаетъ — когда изъ учениковъ Навигацкой школы отбирались преподаватели для будущихъ цифирныхъ школъ, Петръ распорядился благородныхъ не брать. Этимъ было заложено противорѣчiе между статусомъ педагогической дубинки и статусомъ ея носителя. Конечно, отсюда весьма далеко до концепцiи «образовательныхъ услугъ», но и возвышенно-романтично-туманная концепцiя учительскаго труда также не имѣетъ почвы. И нужно — прибавимъ — прекрасно отдавать себѣ отчетъ въ томъ, что наша возможность говорить сейчасъ о свободномъ образованiи обусловлена вѣковой несвободой образованiя — съ помѣщенiями для колодниковъ при семинарскихъ конторахъ и благословенными лѣсами.
3. Лучше, чѣмъ здѣсь, я все равно не скажу. Любознательная народная масса, которую авторитарный режимъ не допускаетъ къ знанiямъ, — устарѣлая народническая сказка.
Только съ XIX в. въ Россiи начали говорить объ образованiи какъ объ инстументѣ интеллектуальнаго развитiя, но сознанiе общества въ основномъ не поднялось и тогда выше утилитаризма. Тамъ оно благополучно пребываетъ и понынѣ. Люди хотятъ учиться нужному, а ненужному — не учиться. Такъ что условiя для образованiя въ Россiи въ той мѣрѣ. въ какой они задаются обществомъ, — весьма неблагопрiятныя. Изъ этого слѣдуетъ по крайней мѣрѣ то, что педагогика, сорiентированная на общество и его представленiя, будетъ — какъ бы мягче сказать? — не очень удачной.
О двухъ полюсахъ — повторяться не буду. Здѣсь и здѣсь.
Tags: ludus litterarius, pensieri
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments