philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Responsa (2)

Первая часть моего отвѣта разсматривала проблему съ точки зрѣнiя прецедента: я напоминалъ, что опасенiя, мѣшающiя современнымъ гражданамъ РФ отвергнуть всеобучъ, весьма недавняго происхожденiя, и большая часть школьной исторiи — и во времени, и въ пространствѣ — спокойно ихъ игнорировала. Теперь отвѣтимъ съ точки зрѣнiя разума.
Какъ мы можемъ опредѣлить, къ чему ребенокъ способенъ, до того, какъ онъ пойдетъ въ школу? Если бы дѣло обстояло такъ, что способности, формирующiя знатока византiйской эмали XIII в., и таковыя же, нужныя знатоку византiйской эмали XIV в., не имѣли между собой ничего общаго или сильно расходились бы, — намъ потребовалась бы для рѣшенiя соотвѣтствующаго вопроса школа, включающая изученiе и того, и другого. Соотвѣтственно, съ аналогичной подробностью пришлось бы изучать семейство пасленовыхъ (поскольку способный его познать былъ бы безпомощенъ передъ представителемъ семейства розоцвѣтныхъ); но всѣмъ вышеперечисленнымъ нужно было бы заниматься и силой тренiя, и всѣми языками одновременно (какъ можно понять, способно дитя къ французскому или къ англiйскому, если не попробовать и то, и другое?). Но, къ счастью для насъ, положенiе дѣлъ вовсе не таково: человѣческiя способности и склонности статистически тяготѣютъ по уровню къ серединѣ, а по охвату къ универсальности. Нормальный хорошiй ученикъ, изъ большинства, — обладаетъ неяркимъ интересомъ къ нѣсколькимъ широкимъ областямъ и вполнѣ способенъ добиться успѣха въ любой изъ нихъ, не выдающагося, но достаточнаго для пропитанiя и осознанiя не зря прожитой жизни. Слѣдовательно, серьезная жизненная трагедiя, возникшая въ результатѣ неправильно выбранной образовательной траекторiи, возможна, но не слишкомъ вѣроятна, — если, разумѣется, выбираетъ самъ ребенокъ, а не его соцiальный фонъ. Точно то же самое можно предположить и для ручнаго труда: думаю. врядъ ли резонно предполагать, что генiальный краснодеревщикъ сталъ бы плохимъ переплетчикомъ, а отвратительный слесарь — превосходнымъ ювелиромъ. Сама же способность и склонность къ ручному труду (при отвращенiи и скукѣ къ труду интеллектуальному) можетъ быть дiагностирована достаточно рано.
Разумѣется, есть способности какъ узкiя, такъ и сильныя. Но и то, и другое очень серьезно повышаетъ шансъ ихъ ранняго обнаруженiя. Сильныя, узкiя и поздно проявившiяся способности — въ рамкахъ статистической погрѣшности; это бываетъ, но орiентировать образовательную систему на этотъ случай немыслимо. Ибо это значило бы ради того, чтобъ избѣжать 0,005 % жизненныхъ трагедiй, просто ликвидировать среднее образованiе въ странѣ (всеобучъ означаетъ именно это).
Такимъ образомъ, въ возрастѣ 10–11 лѣтъ передъ нами стоитъ задача сортировки, которую сформулируемъ такъ: отобрать 20–30 % лучшихъ по совокупности способностей къ учебѣ, мотивировки къ ней же и культурныхъ установокъ семьи и направить ихъ въ гимназiи и реальныя училища; 10 % ребятъ съ живымъ, пускай и нѣсколько поверхностнымъ умомъ и хорошими физическими данными примутъ кадетскiе корпуса; для узкихъ способностей будутъ созданы узкоспецiализированныя школы — ихъ возможно много типовъ; а примѣрно половина пойдетъ въ народное училище, которое можетъ быть близко къ модели совѣтской псевдоэнциклопедической школы, но, потерявъ монополiю, перестанетъ быть вредоноснымъ. Я полагаю, что программу народнаго училища можно серьезно сократить сравнительно съ совѣтской школой — и за счетъ этого добиться, чтобъ она усваивалась.
Текстъ получается длиннымъ, и потому я къ темѣ еще вернусь.
Tags: ludus litterarius
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments