philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Invidia

Достопочтенный авторъ этой записи, скорѣе всего, имѣлъ въ виду не только меня, но меня въ томъ числѣ — почти несомнѣнно. Рѣшилъ проанализировать публично свои чувства, поскольку для моей интроспекцiи вопросъ, а не вызвано ли именно завистью мое отношенiе къ Д. Б., существуетъ.

Для начала раздѣлимъ зависть — вслѣдъ за русскимъ языкомъ — на черную и бѣлую (латынь вовсе не раздѣляетъ зависть и ненависть, точнѣе, въ ней двѣ ненависти, и одна изъ нихъ тождественна зависти). Вторая означаетъ сожалѣнiя, что у меня нѣтъ разнаго рода благъ, имѣющихся въ наличiи у другихъ. Въ этомъ отношенiи я завидую многимъ — въ т. ч. и достопочтенному автору исходной реплики, чьи лингвистическiе познанiя и таланты далеко превосходятъ мои. Завидую людямъ съ хорошимъ слухомъ — я не только могъ бы, обладая имъ, распространить свой интересъ на музыку, но и лучше понимать устную рѣчь. Разумѣется, ни грамма зложелательства и тѣмъ болѣе ненависти въ этомъ нѣтъ.
Черная зависть — если считать ея классическимъ выраженiемъ «Моцарта и Сальери» осложняетъ бѣлую (которая какъ элементъ въ ней присутствуетъ) наборомъ элементовъ: желанiемъ оказаться на мѣстѣ завидуемаго и обязательнымъ недоброжелательствомъ къ нему, могущимъ принимать осложненныя формы, какъ у Пушкина. Это недоброжелательство имѣетъ форму внутренняго убѣжденiя, что благами тотъ владѣетъ не по заслугамъ и завидующiй заслуживаетъ ихъ въ большей степени. Второй элементъ обязателенъ, первый — не знаю. Онъ, въ свою очередь, можетъ осложняться психологической компенсацiей: завидуемый не владѣетъ тѣмъ-то и тѣмъ-то, чѣмъ располагаетъ завидующiй. Теоретически я могу представить себѣ и недоброжелательство, имѣющее всѣ признаки зависти, кромѣ этого стремленiя къ мѣсту завидуемаго.
Что происходитъ въ нашемъ случаѣ? Разложивъ мои чувства къ Д. Б., можно въ нихъ обнаружить и ядро «бѣлой» зависти: онъ — влiятельный публицистъ, я — маргиналъ, чьи соображенiя интересны нѣсколькимъ десяткамъ людей. Мое отношенiе можно счесть тоской по недоступному благу, и никакого противорѣчiя съ реальностью въ такой трактовкѣ не будетъ. Если я стану возражать, и любой другой, и я самъ вправѣ поставить подъ сомнѣнiе искренность возраженiй.
Желанiя занять мѣсто Д. Б. у меня нѣтъ. Слѣдящiе за мной читатели должны будутъ согласиться, что человѣкъ, желающiй литературной славы, да и политическаго влiянiя, никогда не будетъ вести себя такъ, какъ я. Моя стратегiя — научная, а не литературная карьера. Но я самъ же и сказалъ, что этотъ элементъ не считаю непремѣнно обязательнымъ.
Недоброжелательство къ Д. Б. у меня присутствуетъ. Я его объясняю тѣмъ, что считаю распространяемыя имъ мысли вредными, но мало ли чѣмъ я его объясняю? Версiя исходной зависти даетъ этому недоброжелательству ничѣмъ не менѣе правдоподобную интерпретацiю. А отличить путемъ интроспекцiи внутреннее убѣжденiе отъ механизмовъ психологической защиты практически невозможно.
Итакъ, на исходный вопросъ у меня отвѣта нѣтъ.
UPD. Достопочтенный edgar_leitan также высказался по существу моего спора съ достопочтеннымъ banshur69, скорѣе поддерживая мою позицiю.
Tags: lj, pensieri
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments