Итакъ, ни въ обществѣ въ цѣломъ, ни въ педагогическомъ сообществѣ, ни во власти нѣтъ пониманiя, какъ работаетъ школа, зачѣмъ она нужна, какова взаимосвязь ея частей другъ съ другомъ и съ окружающей жизнью и какими манипуляцiями можно влiять въ желательномъ направленiи на ея функцiонированiе. Если придетъ реформаторъ со здравыми идеями, ему не на кого будетъ опереться.
Недавно написалъ большой, свыше двухъ п. л., опусъ съ анализомъ общественнаго мнѣнiя на сей предметъ по матерiаламъ екатерининскихъ наказовъ. Обнаружилась все та же инфантильность; впрочемъ, тогда она была много простительнѣй, со времени Петра прошло немного лѣтъ, образованiе распространялось туго &c. Но тогда страну спасала iезуитская рутина, насаждаемая кiевлянами; задаромъ, безо всякой заслуги и труда, страна получила одну изъ лучшихъ мыслимыхъ школьныхъ моделей. Эта рутина предохраняла отъ сползанiя въ пропасть, пока общество не созрѣетъ до самостоятельныхъ интеллектуальныхъ интересовъ, дѣлающихъ образованiе не только карьерной, но и жизненной потребностью хотя бы достаточно влiятельнаго меньшинства.
У насъ такое меньшинство есть, но, поскольку образованiе не iезуитскаго качества, оно недостаточно влiятельно и не создаетъ критической массы.
Потому разумной тактикой стало бы требованiе реальной разгрузки: то, что можетъ дать общеобразовательная школа, все равно особой цѣнности не имѣетъ, а потому пусть даетъ какъ можно меньше: большинство не пострадаетъ, а меньшинство сможетъ воспользоваться освободившимся временемъ для самообразованiя.