philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Дискуссiи вокругъ новаго закона объ образованiи...

Дискуссiи вокругъ новаго закона объ образованiи вертятся вокругъ платности-безплатности, соцiальныхъ лифтовъ, оглупленiя народа путемъ сокращенiя преподаваемой информацiи — и не затрагиваютъ предметный наборъ и учебный укладъ школы, никакъ. Если бы затрагивали — должны были бы благодарить минобръ за это сокращенiе, которое расчищаетъ площадку для самообразованiя, если сокращенiе дѣйствительно является честнымъ (въ чемъ у меня увѣренности нѣтъ: часы могутъ убрать, а матерiалъ для спрашиванiя оставить прежнимъ).
Итакъ, ни въ обществѣ въ цѣломъ, ни въ педагогическомъ сообществѣ, ни во власти нѣтъ пониманiя, какъ работаетъ школа, зачѣмъ она нужна, какова взаимосвязь ея частей другъ съ другомъ и съ окружающей жизнью и какими манипуляцiями можно влiять въ желательномъ направленiи на ея функцiонированiе. Если придетъ реформаторъ со здравыми идеями, ему не на кого будетъ опереться.
Недавно написалъ большой, свыше двухъ п. л., опусъ съ анализомъ общественнаго мнѣнiя на сей предметъ по матерiаламъ екатерининскихъ наказовъ. Обнаружилась все та же инфантильность; впрочемъ, тогда она была много простительнѣй, со времени Петра прошло немного лѣтъ, образованiе распространялось туго &c. Но тогда страну спасала iезуитская рутина, насаждаемая кiевлянами; задаромъ, безо всякой заслуги и труда, страна получила одну изъ лучшихъ мыслимыхъ школьныхъ моделей. Эта рутина предохраняла отъ сползанiя въ пропасть, пока общество не созрѣетъ до самостоятельныхъ интеллектуальныхъ интересовъ, дѣлающихъ образованiе не только карьерной, но и жизненной потребностью хотя бы достаточно влiятельнаго меньшинства.
У насъ такое меньшинство есть, но, поскольку образованiе не iезуитскаго качества, оно недостаточно влiятельно и не создаетъ критической массы.
Потому разумной тактикой стало бы требованiе реальной разгрузки: то, что можетъ дать общеобразовательная школа, все равно особой цѣнности не имѣетъ, а потому пусть даетъ какъ можно меньше: большинство не пострадаетъ, а меньшинство сможетъ воспользоваться освободившимся временемъ для самообразованiя.
Tags: ludus litterarius, реакціонное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments