philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

О латинскомъ языкѣ. Часть I
Тотъ фактъ, что френды, съ которыми у меня есть взаимопониманiе во многихъ важныхъ вопросахъ и взаимныя же симпатiя и уваженiе, которые готовы въ принципѣ признавать мои знанiя въ школьной области, все же не вѣрятъ на слово въ роль латинскаго языка, — заставляетъ отнестись къ этому пункту съ повышенной отвѣтственностью. Я рѣшилъ въ концѣ концовъ, оглядываясь на Зѣлинскаго, не конспектировать его, а изложить свои мысли въ произвольной формѣ, — «свои» не въ томъ смыслѣ, разумѣется, что я претендую на авторство. Но сначала нужно пожаловаться на жизнь и расчистить площадку.

Жалоба сформулирована здѣсь. Къ сожалѣнiю, общество не слишкомъ хорошо представляетъ себѣ функцiонированiе образовательной машины. Иногда отъ того, что я пишу, людей прямо корежитъ — и они выплескиваютъ на меня (очно и заочно) ненависть, вовсе не спровоцированную ни моей наглостью, ни даже моими задними мыслями (можно, конечно, обижаться, когда тебѣ говорятъ, что для достиженiя результата нужно потрудиться, а въ иномъ случаѣ не получится, и въ этомъ тоже можетъ не получиться, — но обижаться здѣсь неконструктивно). Я ужъ гдѣ-то писалъ, что не слѣдуетъ неутѣшительныя описанiя принимать за злыя пожеланiя…
Если я не ошибаюсь, у спортсменовъ ростъ мышечной массы происходитъ на предѣльномъ усилiи. То же самое и съ интеллектомъ. Кажется очевиднымъ, что третьекласснику не слѣдуетъ объяснять интеграловъ, а студентъ мехмата не продвинется въ своемъ развитiи, рѣшивъ хоть 20.000 квадратныхъ уравненiй, — но въ младшихъ классахъ у насъ проходятъ непонятные школьникамъ отрывки изъ древней и старой литературы, а въ старшихъ — литературу относительно недавнюю, требующую гораздо меньше усилiй для — скажемъ такъ — «первичнаго» пониманiя (до второго и слѣдующихъ слоевъ, впрочемъ, не добираются).
Потому намъ нужно очень четко оцѣнивать и понимать, какого рода нагрузку мы возлагаемъ на интеллектъ ученика, — съ одной стороны, интенсивность и характеръ его интеллектуального усилiя, съ другой, — обстановку, въ которой это усилiе совершается.
Проанализируемъ на предметъ «на подумать» исторiю. Здѣсь двѣ интеллектуальныхъ задачи (можетъ быть и больше, но хотя бы на поверхности). Съ одной стороны, реконструкцiя факта изъ совокупности источниковъ, съ другой, — реконструкцiя процесса изъ совокупности фактовъ. У насъ очень любятъ заниматься вторымъ дѣломъ; а между тѣмъ оно требуетъ какъ фактической полноты, поскольку упущенiе одного изъ фактовъ можетъ привести къ полному искаженiю картины, такъ и развитой «хронологической» рефлексiи, позволяющей оцѣнивать длительность шлейфа послѣдствiй для каждаго событiя и смотрѣть на каждый конкретный моментъ какъ на равнодѣйствующую факторовъ, разнесенныхъ во времени и въ пространствѣ. На это мало кто изъ взрослыхъ способенъ, и ставить такiя задачи передъ дѣтьми — значитъ завѣдомо прiучать ихъ къ безотвѣтственной болтовнѣ.
Подумать надъ реконструкцiей факта возможно. Берется нѣсколько источниковъ (въ античной исторiи можно сервировать столъ практически въ той же полнотѣ, что и для взрослыхъ), изучается техника ихъ сравненiя — лишь въ элементахъ; но это можно дѣлать не на урокѣ, а только въ рамкахъ изслѣдовательской работы старшеклассниковъ, что требуетъ и соотвѣтствующаго отбора дѣтей, и квалифицированныхъ педагоговъ. Въ остальныхъ случаяхъ цѣнность исторiи какъ школьнаго интеллектуальнаго тренажера очень ограничена.
Какъ работать съ русской словесностью? Можно, конечно, поразмышлять, хотѣлъ Онѣгинъ подстрѣлить своего друга или избѣгалъ этого, слѣдовало ли ему застрѣлиться самому, и т. п. Эта работа можетъ выходить на опредѣленный филологическiй уровень, который заставитъ потренировать сѣрое вещество (напр., если поставить задачу найти тотъ образный рядъ, который даетъ намъ понять, что Онѣгинъ сдѣлалъ если не все, то многое для того, чтобъ дуэль не состоялась, и стрѣлять умѣлъ очень плохо). Я присутствовалъ на такомъ урокѣ. Здѣсь трудность заключается въ томъ, что любая мало-мальски осмысленная работа требуетъ большихъ знанiй (напр., сравненiе по ходу съ дуэлями въ другихъ произведенiяхъ), и все равно роль учителя останется большой; ему придется почти все дѣлать самому. На «подумать» для ребенка можно оставить побольше только въ рамкахъ того же самаго изслѣдованiя (или, если угодно, проекта, который пыталось ввести министерство и на который такъ ополчилась педагогическая общественность). Съ русскимъ языкомъ все понятно: для того чтобы использовать его какъ орудiе интеллектуальнаго роста, нужно совершенно измѣнить программу преподаванiя, поскольку заучиванiе правилъ — не лучшiй способъ воспитанiя рацiональнаго мышленiя. Но уйти отъ этого можно только въ направленiи научной лингвистики, я не увѣренъ, что это подходящiй для школы предметъ.
Съ точки зрѣнiя «подумать» школьныя естественныя науки повторяютъ математику: генетика пользуется элементарными свѣдѣнiями изъ теорiи вѣроятностей, физика — элементами анализа функцiй, химiя — пропорцiями. Самостоятельную, независимую отъ математики интеллектуальную цѣнность онѣ могутъ прiобрѣтать въ особыхъ условiяхъ — не буду перечислять всѣ, ограничусь высокой квалификацiей учителей и значительнымъ (не меньше 4–5 часовъ въ недѣлю на предметъ) расходомъ учебнаго времени.

Продолженiе слѣдуетъ.
Tags: ludus litterarius, pensieri
Subscribe

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    А вчерашняя задачка изъ Левейера, которую рѣшить я не надѣялся, получилась какъ-то сама собой. Иногда нужно просто лечь спать и зевнуть спросонья.…

  • * Зевая спросонья *

    Хорошее имя для писателя — Левъ Африканскій.

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    А вчерашняя задачка изъ Левейера, которую рѣшить я не надѣялся, получилась какъ-то сама собой. Иногда нужно просто лечь спать и зевнуть спросонья.…

  • * Зевая спросонья *

    Хорошее имя для писателя — Левъ Африканскій.

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…