philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

1. Бѣльчонка открыла охотничiй сезонъ и поймала первую мышь.

2. Ѣхалъ въ электричкѣ на дачу. Попутно произвелъ археологическiя раскопки въ кошелькѣ, откуда извлекъ десятокъ старыхъ ненужныхъ чековъ. Подумалъ — а нужно ли — и для чего — хранить квитанцiи до Страшнаго суда? Криво усмѣхнулся.
3. Возвращаясь къ прежнему. Нельзя (можно, конечно, но…) закрывать глаза на то, что сознанiе христiанина расколото. Это не сегодняшнее явленiе, конечно: Ciceronianus es, Hieronyme, non Christianus! Наука, рацiональное мышленiе, громадное зданiе человѣческой культуры — явленiе, христiанствомъ унаслѣдованное, но не созданное. Въ скобкахъ замѣчу, что мнѣ было ужасно читать у одного очень благочестиваго человѣка, что ленинскiе идолы подлежатъ уничтоженiю — каковое является обязанностью христiанина — на томъ же основанiи, на которомъ нужно было бы уничтожить Венеру Милосскую (не написано у него, но мной послѣдовательно додумано), и энтузiастическiя восхваленiя уничтоженiю идоловъ въ древнiя времена — т. е. порожденiе той же культуры, что и Венера Милосская, а не той же, чть ильичъ. И если бы въ Восточной Церкви не было нѣсколькихъ великихъ святыхъ, неспособныхъ отвергнуть языческую культуру и школу и усвоившихъ все это для христiанскаго просвѣщенiя, — судьбы мiра были бы иными. Потому въ позицiи, что спасенiе души — единственная цѣнность, а остальное не имѣетъ никакого значенiя, ничего ни ложнаго, ни нехристiанскаго нѣтъ. (Писанiе, правда, предписываетъ искать Царствiя Божiя прежде всего, а не исключительно, но такое толкованiе нельзя считать злоупотребляющимъ.) Постольку были правы люди древляго благочестiя по отношенiю къ оффицiальной Церкви. И напротивъ, мысль Петра Великаго о томъ, что вражда къ наукамъ — дѣло врага рода человѣческаго, есть его личное мнѣнiе.
Конечно, можно потребовать послѣдовательности въ этой позицiи. Строительство — явленiе техническаго знанiя и языческаго мiра. Не храмъ, а землянка. Медицина — дерзкое вмѣшательство въ Божественный промыселъ о каждомъ конкретномъ тѣлѣ. Не скальпель и лѣкарства, а паломничество, постъ и молитва. Но, насколько я понимаю, такiе послѣдовательные люди были.
4. Еще возвращаясь къ прежнему. Въ дискуссiи меня очень удивилъ такой тезисъ: при дворѣ отъ Петра до Екатерины былъ содомъ и развратъ, и потому большевики ушли отъ нихъ недалеко. И опять-таки я не могу сказать, что это нехристiанская мысль. Кстати, что у насъ еще въ спискѣ смертныхъ грѣховъ? Чревоугодiе? На выходъ, дѣдушка Крыловъ, готовься къ адскимъ пирогамъ: ты недалеко ушелъ отъ дзержинскаго. И рестораторъ и поваръ, приправами манящiе клiента въ адъ, конечно же, опаснѣе убiйцы: тотъ вѣдь губитъ только тѣло, а эти еще и душу. Но это стоическое представленiе о равенствѣ всѣхъ грѣховъ и недалекомъ разстоянiи между постельными развлеченiями съ красивыми офицерами гвардiи и истребленiемъ цѣлыхъ сословiй меня какъ-то не вдохновляетъ. Я скорѣе склоненъ считать, что въ этомъ положенiи постельныя развлеченiя и прочiй содомъ и валтасаровы пиры — пустякъ, о которомъ и думать не стоитъ. У человѣка такая возможность распространять вокругъ себя зло…
5. О начетникахъ и начетническомъ типѣ культуры. А чего гадать, къ чему бы это могло привести, если привело — къ расколу (до всякихъ петровскихъ новацiй)? Не имѣя критическаго инструмента, позволяющаго отличить важное отъ второстепеннаго, будешь поневолѣ обреченъ на защиту каждой вкравшейся опечатки — и рано или поздно на какомъ-нибудь камешкѣ споткнешься. Можно спорить, былъ бы расколъ возможенъ, сиди въ Москвѣ митрополитъ, а не Патрiархъ, — но это вопросъ другой. Думаю, греческiе iерархи были правы, когда — по итогамъ — похвалили русскихъ за благочестiе, но осудили ихъ невѣжество. И, кстати, князь Курбскiй понялъ недостаточность своей культуры — и въ зрѣломъ возрастѣ взялся-таки за школьную латынь. По итогамъ считать его начетчикомъ нельзя.
6. Вы хотите. чтобы я разрѣшила вопросъ: отчего Карлъ девятый, король Францiи, писалъ съ большимъ изяществомъ, чѣмъ его поэтъ, Ронсаръ? Хорошо. я скажу вамъ: это потому, что дворъ улучшаетъ языкъ, а не писатели. Въ Константинополѣ даже. языкъ сераля (который однако не самый просвѣщенный дворъ) самый лучшiй изъ турецкихъ нарѣчiй, самый изящный, болѣе другихъ смѣшанный съ арабскимъ и персидскимъ, самый учтивый, самый возвышенный, самый цвѣтистый, самый церемонный. Но если бы былъ дворъ, который принялъ бы для себя рыночный языкъ, подражая его оборотамъ и манерамъ, тогда языкъ народа былъ бы потерянъ, и его можно было бы найти лишь въ произведенiяхъ хорошихъ писателей.
Екатерина II — Сенаку де Мельяну
Чернь народная удостояетъ въ причтъ смотря по тому, кто больше ихъ подпоить не поскупится, чрезъ что непотребные вдираются на степени священства.
Пункты отъ епископа Переяславскаго Сильвестра (къ сѵнодальному Наказу).

Истра, 5 iюля 2012 г. Въ Москвѣ ничего писать у меня не получалось.
P. S. Бѣльчонка въ ночь съ 6 на 7 число поймала вторую мышь.
Еще выписка изъ наказа Керенскаго дворянства (Тамбовской губернiи):
Дворянству своихъ людей и крестьянъ содержать на прежнемъ основанiи въ своей власти и полномочiи, не ограничивая ихъ преимуществъ и полномочiя, ибо Россiйской Имперiи народъ сравненiя не имѣетъ въ качествахъ съ европейскими.
Вообще чтенiе наказовъ впечатляетъ…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments