philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Образовательная программа для нацiоналъ-либеральной партiи, ежели таковая возникнетъ и если это кому-то нужно
Часть I. Предварительныя соображенiя
Подробнѣе здѣсь.

1. Современный кризисъ русскаго образованiя — вообще разворачивающiйся довольно медленно, но съ перспективой ускоренiя, — вызванъ тѣмъ, что не была своевременно проведена содержательная реформа совѣтской школы, адекватной соцiально-экономическому строю, который самъ уже давно никому и ничему не адекватенъ. Для эффективнаго функцiонированiя всеобуча необходимо соцiальное давленiе, котораго уже не могъ обезпечить позднiй СССР и которое и подавно немыслимо въ современныхъ условiяхъ — какъ демократическаго строя, такъ и модернизирующаго авторитаризма. Мало помогаетъ дѣлу и обезьянничанье — заимствованiе отдѣльныхъ процедуръ и концепцiй съ запада, который также переживаетъ свой — совершенно иной по характеру — образовательный кризисъ.
2. Потому неконструктивными являются всѣ попытки возстановить совѣтскую школу. Здоровая педагогическая практика можетъ появиться только при условiи отказа отъ всеобуча не только въ высшемъ, но и въ среднемъ звенѣ.
3. Есть два возраженiя противъ отказа отъ всеобуча, которыя обычно кажутся убѣдительными.
— Многiя дѣти опредѣляются со своими интересами поздно, и раннеспецiализированная школа можетъ сыграть дурную роль въ ихъ судьбѣ.
— Многiя дѣти путешествуютъ, и необходимо, чтобы они не страдали отъ перемѣны школы.
Второй доводъ отводится просто: эффективная система образованiя строится въ интересахъ большинства населенiя, и меньшинство не имѣетъ права вето (поскольку ясно, что въ любомъ городѣ, гдѣ есть десятокъ школъ, среди нихъ найдется хоть одна любаго типа, и пострадать можетъ лишь незначительное меньшинство); кромѣ того, съ организацiонной точки зрѣнiя гораздо проще помочь этому меньшинству (тѣмъ болѣе что при осуществленiи реформы возрастетъ число школъ интернатнаго типа), нежели ломать или строить недолжнымъ образомъ всю систему.
Первый исходитъ изъ ложныхъ антропологическихъ посылокъ. Что значитъ «не опредѣлился»? Только то, что нѣтъ доминирующихъ способностей и склонностей (которыя обнаруживаются, если есть, обычно въ достаточно раннемъ возрастѣ) и что тѣмъ самымъ — если нѣтъ противопоказанiй, которыя также очевидны достаточно рано, если они есть, — для ребенка подойдетъ любой типъ школы, доступный ему по уровню способностей и усердiя.
Задача познакомить ребенка съ начатками всѣхъ основныхъ наукъ (якобы рѣшенная въ СССР) не можетъ ставиться какъ неисполнимая: многопредметная школа по опредѣленiю не можетъ быть эффективной.
Tags: ludus litterarius
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments