Майкъ выдѣляетъ двѣ культуры — высокую и народную, причемъ высокая оказывается интернацiональной. Какъ рабочiй инструментъ это годится, но реально культурное поле сейчасъ куда сложнѣе. Есть совѣтская культура, которая тоже существуетъ въ нѣсколькихъ варiантахъ, по крайней мѣрѣ двухъ, есть модернизмъ, и, навѣрно, общее пространство можетъ быть описано исходя изъ этихъ пяти центровъ, хотя нѣкоторые изъ нихъ существуютъ чисто теоретически.
Русская высокая культура нисколько, разумѣется, не интернацiональна: если рѣчь идетъ объ оригинальности, то послѣ античной Грецiи она невозможна (подробно объяснять не буду), если объ открытости-закрытости — русская также не оригинальна и въ своей открытости. Внѣшнiй признакъ усвоенiя — для носителя русской дворянской культуры пушкинъ актуальнѣе литературной современности (эрудицiонныхъ требованiй выстраивать не будемъ — они невозможны тамъ, гдѣ 90 лѣтъ вообще нѣтъ средняго образованiя).
Русская народная культура дѣйствительно — какъ писалъ Майкъ — практически не существуетъ.
Совѣтская культура по самой своей природѣ не можетъ обладать аристократическимъ полюсомъ. Демократическая ее грань — блатнякъ; элитарная — Окуджава-Бродскiй и все, что вырастаетъ напрямую изъ революцiонной традицiи; центръ — чрезвычайно грубая поддѣлка подъ старое, восходящая къ сталинской культурной политикѣ (этой грубостью и опознается).
Русскiй модернизмъ въ лицѣ футуристовъ претендовалъ въ свое время на то, чтобы стать совѣтскимъ оффицiозомъ; судьба распорядилась иначе. Но изначально самосознанiе модернистовъ — чисто совѣтское. Современный модернизмъ — достоянiе, насколько я понимаю, узкихъ круговъ (здравое эстетическое чувство народа не позволяетъ считать искусствомъ по принципу «Такъ и я могу», и грязная свинья Хрущевъ, не будучи, однако, народу вовсе чуждъ, это здравое сужденiе и продемонстрировалъ), но эта плесень захватила авансцену и моду.
Если бы я руководилъ русской культурной политикой, мой принципъ былъ бы — превратить Россiю въ страну съ нулевой терпимостью по отношенiю къ модернизму. И безъ бульдозеровъ его можно задавить костлявой рукой голода — подробнѣе излагать не буду. Центръ совѣтской культуры разсыпется самъ, его только не нужно ремонтировать (дурное качество строительныхъ работъ + соотвѣтствующiе матерiалы), а торжество старой русской культуры можетъ быть достигнуто правильнымъ воспитанiемъ наиболѣе способныхъ дѣтей. Замѣнить блатнякъ на фольклоръ, конечно, трудно, да и не нужно, но создать болѣе прiемлемый варiантъ массовой культуры въ русскомъ духѣ вполнѣ возможно.