philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Серiя обсужденiй у Квакля о преподаванiи на англiйскомъ языкѣ. Въ чемъ-то это напоминаетъ положенiе съ церковной службой: Россiя получила въ свое время лингвистически прозрачные богослужебные тексты на языкѣ безъ литературныхъ традицiй; не знаю, насколько это помогло жизни сильнѣе проникнуться христiанскими началами, а вотъ уровень интеллектуальной жизни понизило очень существенно по сравненiю съ той гипотетической ситуацiей, когда служба велась бы по-гречески (и клиръ получилъ бы въ качествѣ священной обязанности его знанiе). Потомъ оказывается, что русскимъ студентамъ очень трудно слушать латинскiя и нѣмецкiя лекцiи; потомъ — что всему населенiю непонятна уже и церковнославянская служба, и ее просятъ перевести на русскiй (впрочемъ, демократизацiя идетъ въ подобномъ направленiи и въ западной жизни, хотя протестантизмъ — плохая параллель; сдѣлавъ понятное для народа, сложное оставили для себя). Между службой и лекцiями разница, конечно же, есть. Для службы главное — благодать; вопросъ пониманiя, на мой взглядъ, второстепенный и можетъ быть отданъ на откупъ частному лицу (и рѣшаться, скажемъ, организацiей воскресной школы). Лекцiи должны все-таки пониматься. Но служба для всѣхъ, а лекцiи — нѣтъ; а уважительное отношенiе къ студенту (предполагающее не слишкомъ низкое мнѣнiе о его способностяхъ) подразумеваетъ, что съ онаго студента надо драть три шкуры касательно его лингвистической подготовки. Конечно, планировать высшее образованiе, не имѣя средняго, безсмысленно; можно и отговорку придумать типа les Français ne sont pas doués pour les langues (это одна изъ самыхъ талантливыхъ нацiй въ мiрѣ, да); и англiйскiй, конечно, не латынь (языкъ ученой аристократiи) и даже не французскiй (языкъ просто аристократiи); но лингвистическая замкнутость преподаванiя, конечно же, обрекаетъ его на провинцiализмъ (въ каковомъ и пребываетъ наша гуманитарная наука).
Tags: ludus litterarius, pensieri, реакціонное
Subscribe

  • * Угрюмо *

    Вотъ, такая исторія. Съ другой стороны, если учитель захочетъ извести безотвѣтнаго ученика, у него всѣ возможности, и ничего съ нимъ сдѣлать…

  • * Угрюмо и сумбурно *

    Несправедливость окружающаго міра больно ранитъ юношеское сердце. Это нормально. Мнѣ кто-то говорилъ, что Кантъ говорилъ, что кто въ юности не былъ…

  • * Паки меланхолично *

    Родителямъ кажется (ужъ не знаю, насколько обоснованно), что образованіе при локдаунѣ ухудшилось.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • * Угрюмо *

    Вотъ, такая исторія. Съ другой стороны, если учитель захочетъ извести безотвѣтнаго ученика, у него всѣ возможности, и ничего съ нимъ сдѣлать…

  • * Угрюмо и сумбурно *

    Несправедливость окружающаго міра больно ранитъ юношеское сердце. Это нормально. Мнѣ кто-то говорилъ, что Кантъ говорилъ, что кто въ юности не былъ…

  • * Паки меланхолично *

    Родителямъ кажется (ужъ не знаю, насколько обоснованно), что образованіе при локдаунѣ ухудшилось.