philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Тезисно — о школѣ какъ соцiальномъ лифтѣ.
Лѣвыя представленiя исходятъ изъ того же, изъ чего исходили мужики у Гоголя — они должны стать помѣщиками, а бывшiе помѣщики — мужиками. Гоголь тутъ добавляетъ, что слишкомъ много будетъ помѣщиковъ и капитанъ-исправниковъ, но это ограниченiе лѣвымъ въ голову не приходитъ — такъ ужъ устроена лѣвая голова.

Забавно, кстати, что они нахваливаютъ соцiальный лифтъ первыхъ десятилѣтiй послѣ революцiи, который позволилъ ихъ отцамъ и дѣдамъ стать инженерами и полковниками. При этомъ въ расчетъ не принимается то, что интенсивность работы онаго лифта прямо связана съ истребленiемъ старой элиты и нѣсколькихъ слоевъ новой — если ужъ они хотятъ, чтобъ ихъ дѣды оставались полковниками, а не превращались въ лагерную пыль, придется смириться съ тѣмъ, что лифтъ замедлится. Второй факторъ — деградацiя полковниковъ и инженеровъ сравнительно съ РИ (числомъ поболѣе, цѣною подешевле, и первое неизбѣжно связано со вторымъ).
Неработоспособность лѣваго взгляда связана съ тѣмъ обстоятельствомъ, что нормальный человѣкъ трудится для себя и для своихъ дѣтей, а не для голодающихъ жителей Африканскаго Рога. Болѣе того — если кто заботится объ этихъ голодающихъ и пренебрегаетъ собственными дѣтьми, со стороны онъ смотрится не какъ свѣтило нравственности, а сильно иначе. Потому лѣвые взгляды уничтожаютъ не только средства роста, творчества и дѣятельности, но и стимулы.
Привилегированное положенiе — то, что — наряду съ помѣстьями и библiотеками — нормальный человѣкъ хочетъ оставить своимъ дѣтямъ по наследству. Если это профессiональная привилегiя, то передается и лучшiй стартовый фонъ (что является очень значительнымъ бонусомъ тамъ, гдѣ не требуется выдающихся способностей, т. е. практически во всѣхъ областяхъ человѣческой дѣятельности). Потому ребенокъ изъ бѣдной семьи не можетъ разсчитывать на повышенiе своего статуса, если по способностямъ онъ только равенъ конкуренту изъ высшихъ слоевъ; для полученiя конкурентнаго преимущества онъ долженъ превосходить его либо способностями, либо усердiемъ, либо — что лучше — и тѣмъ и другимъ.
Нормальная образовательная система, которая заботится о повышенiи качества высшаго слоя, самыхъ способныхъ изъ низшихъ слоевъ отбираетъ. Именно объ этомъ былъ — совершенно правильный — знаменитый «циркуляръ о кухаркиныхъ дѣтяхъ». При равенствѣ способностей и усердiя неравенство стартовыхъ возможностей, конечно, несправедливо. Но жизнь — въ отличiе отъ смерти — вообще несправедлива, и хорошо понятно, въ какомъ направленiи можно искать полной справедливости.
Tags: ludus litterarius, реакціонное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments