Я воздержусь отъ комплиментовъ, поскольку говорить ихъ пришлось бы много. Сначала попробую переформатировать эти тезисы въ болѣе удобный для отвѣта видъ.
1. Управленiе. Министерство образованiя управляетъ казенными заведенiями, которыя содержитъ за счетъ государства. Частныя школы вполнѣ независимы отъ министерства, программы и укладъ жизни онѣ формируютъ самостоятельно.
2. Программы. Основное — умѣнiя. Знанiя подчинены имъ.
3. Школьный укладъ. Прiоритеты — здоровье и человѣчность. Школа должна зарабатывать авторитетъ. Послѣднее, впрочемъ, для насъ неважно, поскольку либо ишакъ, либо шахъ… понятно.
4. Заработокъ учителя долженъ быть высокимъ, поскольку образованiе — одна изъ немногихъ дорогихъ вещей.
Будемъ считать, что заработокъ учителя долженъ быть высокимъ въ томъ числѣ и въ казенныхъ заведенiяхъ. Хотя это ни изъ чего не слѣдуетъ. Но считать, что въ глазахъ
Было бы очень хорошо понять, отличаются ли умѣнiя отъ оффицiальныхъ компетенцiй.
Понятное дѣло, что все сiе — разсужденiя въ пользу бѣдныхъ, какъ и пироговскiя статьи. Въ томъ же ключѣ будутъ и мои мысли.
Теперь — зазоры и проблемы. Сначала то, что на поверхности.
Какъ совмѣстить рѣшающую роль учителей и родителей съ заявленными прiоритетами умѣнiй, человѣчности и здоровья? (Ладно, умѣнiя и человѣчность — вообще неясно что такое, прочли и забыли. Здоровье — вещь болѣе понятная.) Гдѣ тотъ субъектъ, который будетъ держать прiоритеты? Общественное мнѣнiе? Я не сталъ бы на него полагаться. Педагогическiй корпусъ? Знающимъ нашу школьную жизнь такое предложенiе покажется забавнымъ. Родители? Они въ здоровьѣ дѣтишекъ по крайней мѣрѣ заинтересованы. Но… Практика показываетъ, что главная бѣда для здоровья — карьерная конкуренцiя. Если я гуляю, вишу на турникѣ и плаваю, а мой одноклассникъ готовится къ поступленiю въ престижный университетъ, при прочихъ равныхъ я ему проигрываю. Такъ что думать надъ проблемой здоровья значитъ взять эту конкуренцiю подъ контроль. Это проблема разрѣшимая, но очень сложная.
Возраженiе напрашивается: ты, Леша, протаскиваешь въ видѣ «субъекта» очередной минпросъ, а чѣмъ минпросы занимаются… Знаю. Въ пользу бѣдныхъ, пожалуй, можно будетъ и о минпросѣ.
Второе. Какъ-то въ отвѣтъ на одну мою реплику
Третье и самое важное. Родителямъ и учителямъ образованiе можно довѣрять лишь въ той ситуацiи, когда въ обществѣ господствуютъ здравыя воззрѣнiя на педагогику. Для Россiи это не слишкомъ свойственно. Либерализмъ въ школѣ играетъ такую же роль, какъ и въ экономикѣ — онъ нуженъ какъ основа и фонъ, но онъ недостаточенъ. Линейный флотъ, Транссибы и суперколлайдеры — дѣло государства, ни одна ассоцiацiя частныхъ лицъ не будетъ этимъ заниматься, а они тоже нужны. И въ русской школѣ только государство въ состоянiи держать прiоритетъ развитiя передъ лицомъ общаго для дѣтей и родителей прiоритета карьеры.
Могутъ сказать, что, когда
Собственно, когда графъ Дмитрiй Андреевичъ Толстой вводилъ ненужные и сложные древнегреческiй и латынь какъ непремѣнное условiя обученiя въ университетахъ, онъ ровно этимъ — вопреки и дѣтишкамъ, и родителямъ — занимался.