А какъ же я тогда занимаюсь Херасковымъ? Рѣшенiе простое. Онъ никогда масономъ не былъ. Изложу свои основанiя.
1. Я прочиталъ диссертацiю Г. Давыдова о масонскихъ мотивахъ въ творчестве Хераскова. Ни въ диссертацiи, ни въ творчествѣ масонскихъ мотивовъ не обнаружилось. Для того чтобы говорить объ орденской доктринѣ, въ поэзiи должно быть двойное и тройное дно — какъ въ суфизмѣ. Но этого нѣтъ и въ поминѣ, и, назвавъ тѣ или иные стихи «масонскими», мы ни на йоту не мѣняемъ ихъ интерпретацiю.
2. Херасковъ въ письмѣ къ Державину внятно и недвусмысленно отрекся отъ масонства.
3. Онъ не подчинился орденской дисциплинѣ и въ случаѣ Карамзина, отношенiй съ которымъ (въ отличiе отъ прочихъ) рвать не сталъ.
4. Въ «Другѣ юношества» — невзоровскомъ памятникѣ московскимъ масонамъ — Хераскова почти нѣтъ.
И еще — заговоръ противъ Павла — онъ масонскiй или антимасонскiй? Съ одной стороны, рѣчь шла о реставрацiи бабушкиныхъ порядковъ, а бабушка вольныхъ каменщиковъ не жаловала, съ другой — не говоря о прочемъ — по законамъ жанра успѣшныхъ антимасонскихъ заговоровъ быть не можетъ.
ІІ. Достопочтенный
III. Скажите, пожалуйста, новый мэръ такъ же патологически ненавидитъ московскiя древности, какъ и старый, или чуточку поменьше?
IV. Въ лентѣ активно обсуждаются безграмотные студенты-переписчики и молодыя юристки, напрочь не знающiя о Второй міровой войнѣ.
Никакъ къ возмущенiю присоединиться не могу. Совѣцкiй новоязъ, на которомъ вы въ большинствѣ пишете, — грамотный или безграмотный, безразлично, для меня выглядитъ такъ же, какъ для васъ олбанскiй, кромѣ того, онъ типографски достаточно уродливъ. Особенно же скверно, что я и самъ такъ вынужденъ писать оффицiальныя бумаги. Потому единственный для меня способъ избѣжать эстетическихъ страданiй на каждомъ шагу — не относиться къ нему серьезно.
Кстати, въ безграмотности мало кто превосходилъ Петра Великаго.