Будучи обращенъ къ нашему государству въ его конкретности, вопросъ превращается въ риторическiй. Но у него есть другой аспектъ, который и хотѣлось бы обсудить. А что должна представлять собой — и представляетъ? — библiотека ученаго?
Всю или даже важнѣйшую научную литературу имѣть у себя немыслимо — это сдѣлаетъ вопросъ о библiотекѣ вопросомъ жилплощади, и по карману это очень немногимъ. А вотъ какъ можетъ осуществляться отборъ?
Я скажу пару словъ о собственной библiотекѣ, если кто захочетъ, можно превратить это во флешмобъ. Было бы, на мой взглядъ, небезъинтересно.
Моя библiотека дѣлится на наслѣдственную и благопрiобрѣтенную; думаю, у многихъ такъ. Оцѣнивать количество книгъ не могу, въ общемъ и цѣломъ, по занимаемому мѣсту она небольшая, полагаю, примѣрно въ 2. 500 единицъ храненiя. Изъ нихъ гдѣ-то тысяча осталась отъ дѣдушки, остальное куплено мной.
Дѣдушкина тысяча — прежде всего собранiя сочиненiй, изданныя въ СССР. Кое-что изъ этого мнѣ нужно (Пушкинъ, Блокъ, меньше — Лермонтовъ, Некрасовъ и Чеховъ), кое-что не нужно совсѣмъ, и отъ небольшой части я избавился (въ частности, СС ильича). Нѣсколько томовъ изъ тараканьяго тринадцатитомника оставилъ для рѣдкости. Нѣсколько сотенъ книгъ было изъ серiи ЖЗЛ. Онѣ остались, но пользуюсь я ими чрезвычайно рѣдко, а потому лежатъ такъ, что и добраться до нихъ трудно.
Благопрiобрѣтенная часть сложнѣе по структурѣ. Тамъ есть вещи чисто библiофильскiя, которыя мнѣ съ практической точки зрѣнiя совсѣмъ не нужны (у меня три тома прижизненнаго Хераскова, съ финансовой точки зрѣнiя на затраченныя на нихъ деньги можно было бъ купить нѣсколько полокъ современныхъ нужныхъ книгъ, а все это на мѣстѣ службы — въ рамкахъ непосредственнаго доступа. Но прiятно). Библiофильская часть — въ рамкахъ моихъ интересовъ, но отчасти случайная. Самая старая книга — венецiанскiй Саллюстiй 1560 года.
Естественно, у меня есть неплохая подборка древнихъ классиковъ въ хорошихъ современныхъ изданiяхъ (больше всего Тойбнера, представлены Loeb, Оксфордъ и Belles Lettres), кое-что — въ болѣе старыхъ (напр., Клавдiанъ и Силiй Италикъ присутствуютъ только въ низаровскомъ томѣ исторической эпики).
Великъ раздѣлъ, посвященный дореволюцiонной русской школѣ (отчасти онъ каталогизированъ, хотя включено далеко не все — въ частности, не успѣлъ внести двѣ послѣднихъ коробки прибывшихъ журналовъ). Здѣсь много важныхъ вещей — нѣкоторые труды Д. А. Толстаго по исторiи русскихъ школъ, важнѣйшiя работы Стоюнина, «Русскiй языкъ» Алферова и проч. Изъ учебниковъ интересенъ латинскiй Винклеръ 1806 года.
Современной научной литературы немного (есть кое-что по классикѣ, по XVIII в., по библiотековѣдѣнiю). Много современныхъ русскихъ книгъ достается мнѣ потому, что я либо въ нихъ участвую, либо мнѣ ихъ дарятъ; въ структурѣ расходовъ имъ отведено довольно скромное мѣсто.
Какъ все это выглядитъ, можно видѣть здѣсь.