philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Еще о школѣ — чему въ ней учили (учатъ?).
Сейчасъ попытаюсь публично описать объемъ и характеръ знанiй, усвоенныхъ мною въ школѣ. Дальше — длинное и нудное.

1. Предметы, усвоенные въ полномъ объемѣ.
— Французскiй языкъ. Сейчасъ знаю, конечно, лучше, чѣмъ къ моменту выхода изъ школы, но уровнемъ обязанъ ей.
— Математика. Не помню, конечно, формулу тангенса двойнаго угла и производной частнаго двухъ функцiй, но въ основномъ то, что училъ, осталось; провести урокъ математики (послѣ поверхностной подготовки) мнѣ было бы значительно проще, чѣмъ по русскому языку.
2. Предметы, усвоенные помимо школы.
Весь гуманитарный циклъ — исторiя, литература, русскiй языкъ, обществовѣдѣнiе. Послѣднее представляло (представляетъ?) собой несусвѣтную ерунду, коей я сознанiе не осквернилъ; смѣю думать, что мои знанiя по міровой литературѣ и исторiи побольше школьныхъ, но, съ одной стороны, есть вещи, о которыхъ я забылъ все школьное и не знаю ничего изъ иныхъ источниковъ (напр., исторiя Африки и Китая), но вотъ правила русскаго языка какъ не училъ тогда, такъ и не усвоилъ теперь — за полной ненадобностью. Такъ что русскiй языкъ можно бы перенести въ слѣдующiй раздѣлъ, но въ немъ я чувствую себя по-хозяиски, а къ естественнымъ наукамъ это — увы — не относится.
3. Неусвоенные предметы.
Физику я помню на примѣрно такомъ уровнѣ — въ законѣ Ома рѣчь идетъ о сопротивленiи, силѣ тока и напряженiи, что-то тамъ другъ на друга дѣлится, что-то умножается, но что — безъ мощнаго интеллектуальнаго усилiя не вспомню. Механику — нѣсколько лучше (ненамного), астрономiю — совсѣмъ никакъ. По химiи примѣрно помню, какъ выглядитъ таблица Менделѣева, что-то про металлы, инертные газы, валентность (о ней узналъ не изъ школы), самыя общiя и отрывочныя свѣдѣнiя о кислотахъ, щелочахъ и соляхъ, помню, что органическая химiя состоитъ изъ углерода, кислорода и водорода, ну, напрягшись, вспомню формулу метана и этиловаго спирта — и это все. Съ бiологiей — забавнѣе: те генетическiя задачки, которыя тамъ были, можно рѣшать на одной математикѣ (это относится, впрочемъ, и къ физическимъ, и къ химическимъ), но — опять-таки на школьномъ уровнѣ — я могу объяснить, почему у темноволосыхъ родителей можетъ появиться бѣлокурый ребенокъ, но не наоборотъ; застряло что-то изъ терминологiи устройства клѣтки (митохондрiи, вакуоли), что-то изъ фазъ клѣточнаго дѣленiя (профаза, метафаза, анафаза — но если я и смогу выстроить ихъ въ правильной послѣдовательности, то благодаря греческому языку, а не бiологiи), кое-что изъ описанiй (о существованiи семейства пасленовыхъ и родствѣ помидоровъ и картошки безъ школы не подозрѣвалъ бы). Съ географiей — примѣрно то же самое, но въ опредѣленныхъ масштабахъ она мнѣ нужна — для того, чтобы знать, гдѣ Тоскана, а гдѣ Тюрингiя. Она въ промежуткѣ между вторымъ и третьимъ.
Поскольку я учился въ спецшколѣ, гдѣ недѣльный французскiй занималъ въ суммѣ учебный день, а съ математикой это происходило во всѣхъ школахъ Россiи, суммарно можно оцѣнить КПД какъ 50 %.
Tags: ludus litterarius
Subscribe

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    А вчерашняя задачка изъ Левейера, которую рѣшить я не надѣялся, получилась какъ-то сама собой. Иногда нужно просто лечь спать и зевнуть спросонья.…

  • * Зевая спросонья *

    Хорошее имя для писателя — Левъ Африканскій.

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    А вчерашняя задачка изъ Левейера, которую рѣшить я не надѣялся, получилась какъ-то сама собой. Иногда нужно просто лечь спать и зевнуть спросонья.…

  • * Зевая спросонья *

    Хорошее имя для писателя — Левъ Африканскій.

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…