philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Отрывокъ изъ карамзинской «Поэзiи»:

Какъ Сирiусъ блеститъ светлѣе прочихъ звѣздъ,
Такъ Августовъ поэтъ, такъ пастырь Мантуанскiй
Сiялъ въ тебѣ, о Римъ! среди твоихъ пѣвцовъ.
Онъ пѣлъ, и всякiй мнилъ, что слышитъ гласъ Омира;
Онъ пѣлъ, и всякiй мнилъ, что сельскiй Теокритъ
Еще не умиралъ или воскресъ въ семъ бардѣ.
Овидiй воспѣвалъ начало всѣхъ вещей,
Златый блаженный вѣкъ, серебряный и мѣдный,
Желѣзный, наконецъ, несчастный, страшный вѣкъ…
Лотманъ объ этомъ стихотворенiи въ предисловiи:
В этом отношении характерно стихотворение «Поэзия», написанное Карамзиным в 1787 году. Эпиграф из Клопштока и идея божественного происхождения поэзии восходят к литературным воззрениям московских масонов. Очень интересна историко-литературная иерархия этого стихотворения, демонстрирующая и антиклассицистичность позиции Карамзина, и его глубокое недовольство состоянием современной русской поэзии. Перечисление великих поэтов начинается с библейского Давида, затем идут: Орфей, Гомер, Софокл, Эврипид, Бион, Феокрит и Мосх, Гораций, Овидий. Отсутствие в этом списке Вергилия, сочетание интереса к Гомеру и Феокриту и то, что история мировой поэзии начинается библейскими гимнами, — все это в высшей мере показательно.
Онъ же объ этомъ же въ примѣчанiяхъ:
Так Августов поэт, так пастырь Мантуанский — римский поэт Вергилий (I в. до н. э.) был родом из Мантуи.
Он пел, и всякий мнил, что слышит глас Омира. Имеется в виду «Энеида».
Он пел, и всякий мнил, что сельский Теокрит и т. д. Речь идет о «Георгиках» и «Буколиках» Вергилия.
Овидий воспевал начало всех вещей. Овидий (I в. до н. э.) — римский поэт. Имеется в виду его поэма «Метаморфозы».

Впрочемъ, это только для забавы. Кто что-то сдѣлалъ и никогда не ошибался, пусть броситъ въ него камень.
Tags: philologica, Карамзинъ, Лотманъ
Subscribe

  • Оттудажъ

    Нѣкоторые авторы говорятъ, что Селимъ, сынъ Баязета и отецъ Солимана, ежедневно клалъ въ ротъ произрастающее въ Турціи зерно, которое отнимаетъ у…

  • * Ворчливо *

    Московитъ — въ точности платоновскій человѣкъ, о которомъ идетъ рѣчь у Діогена Лаэрція, — «животное съ двумя ногами и безъ перьевъ», — ему, чтобы…

  • Еще изъ Левейера

    Великій князь Московіи Ѳеодоръ, сынъ Іоанна Васильевича (Jean Basile), не вылѣзалъ изъ церквей, звоня въ колокола, въ то время какъ его шуринъ Борисъ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments