philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius


Самый содержательный откликъ на мои экзерцицiи.
Часть тезисовъ, которыми лжеюзеръ vidjnana дополняетъ мои мысли, были высказаны потомъ (а планировались заранѣе). Такъ что реагировать буду только на три послѣднихъ пункта — положительную программу.
Относительно первого — съ высоты птичьяго полета оно такъ, но 1) государство — отвлеченное понятiе, его нужно конкретизировать, да и не слишкомъ оно однородно, и 2) если государство не справилось, это не значитъ, что справится кто-то другой. Континентальная европейская традицiя все же государственническая (въ Англiи не такъ). Потому нуженъ анализъ игроковъ — кто и какъ дѣйствуетъ на образовательномъ полѣ, кто на что способенъ. Уровень общественнаго мнѣнiя въ этой области низокъ, какъ и во всѣхъ прочихъ, само педагогическое сообщество неоднородно и предлагаетъ разныя вещи (та часть, которая проталкиваетъ модернистическiе фокусы, численно, возможно, и невелика, но шуму производитъ больше, чѣмъ прочiе). Для любой глупости вы всегда найдете доктора какихъ-нибудь наукъ, который подтвердитъ, что такъ и надо, а остальное — ересь. Такъ что я жду отъ ухода государства только хаоса и дезорiентацiи — тѣмъ болѣе что есть и международный аспектъ, тоже весьма сложный (мы догадались вляпаться въ процессъ чужой деградацiи).
Хотя въ томъ, что государство должно снизить свое присутствiе (какъ физическое, такъ и регулирующее), у меня сомнѣнiй нѣтъ. Оно сильно мѣшаетъ дѣтямъ учиться и можетъ мѣшать меньше.
Второе. Съ мыслью согласенъ, съ формулировкой — нѣтъ. Образованiе не услуга. Нужно четко отличать отъ того, что входитъ въ эту категорiю (репетиторство, напр.), отъ того, что лѣпитъ образъ человѣка. А относительно варiативности — я соотвѣтствующимъ пассажемъ какъ разъ закончилъ циклъ.
Третье. Воспитанiе — вещь неизбежная; это, собственно, одинъ изъ аспектовъ человѣческихъ взаимоотношенiй; какъ и образованiе, они не технологизируются. Я думаю, что пожеланiе въ томъ видѣ, въ какомъ оно сформулировано, неосуществимо. Педагогика — игра межъ двухъ полюсовъ — интереса и насилiя. Тонкая игра; но она становится невозможна, если исчезаетъ любой изъ нихъ.
Tags: ludus litterarius, ссылки
Subscribe

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    Тамъ есть и котикъ.

  • Cour de France

    Вотъ, если кому нужно, хорошій сборникъ матеріаловъ о французскомъ дворѣ.

  • Понравилось

    Знаете, что лучше всего говоритъ о «реальной силѣ или слабости национальной экономики»? Не столько «валютный курсъ», сколько градусъ желанія…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    Тамъ есть и котикъ.

  • Cour de France

    Вотъ, если кому нужно, хорошій сборникъ матеріаловъ о французскомъ дворѣ.

  • Понравилось

    Знаете, что лучше всего говоритъ о «реальной силѣ или слабости национальной экономики»? Не столько «валютный курсъ», сколько градусъ желанія…