philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Прочелъ книгу Владиміра Стоюнина «О преподаванiи русской литературы» (СПб., 1864).

Книга считается классической по данному вопросу — и тѣмъ болѣе она меня удивила своей тягомотностью. Больше половины — исторiя, поданная въ совсѣмъ невыигрышномъ видѣ — въ сравненiи съ изложенiемъ Галахова (что дѣлаетъ сейчасъ чтенiе практически безплоднымъ занятiемъ, за исключенiемъ тѣхъ страницъ, гдѣ онъ слегка оживляется благодаря собственнымъ изслѣдованiямъ — напр., о Кантемирѣ. Критерiй качества — сколько то или иное произведенiе привнесло элементовъ общечеловѣческой образованности (напрасно Ю. Ѳ. Самаринъ анализировалъ пустоту и несостоятельность этого концепта!). Лишь на 239-й страницѣ менѣе чѣмъ 400-страничнаго труда начинается разговоръ о принципахъ и цѣляхъ («Каждый преподаватель долженъ найти въ своемъ предметѣ три живыя силы, которыя бы благодѣтельно дѣйствовали на учащихся: онъ долженъ сообщать имъ истинныя знанiя, касающiяся природы и человѣка, развивать ихъ и прiучать къ труду. Матерьялъ, передача и воспрiятiе его и разумная работа надъ нимъ — вотъ тѣ три силы, которыя должны соединиться въ преподаванiи, чтобы дать ему педагогическое или воспитательное значенiе»). Но разговоръ этотъ достаточно коротокъ: скоро начинаются разборы примѣровъ, въ основномъ орiентированные на литературу какъ отраженiе жизни и идей, а не литературу — искусство слова. Интересна мысль о плодотворности сравненiя — самъ Стоюнинъ сравниваетъ (не безъ остроумiя, хотя весь его категорiальный аппаратъ мнѣ глубоко чуждъ и непрiятенъ) Плюшкина и Скупаго Рыцаря.

Сейчасъ словесникамъ не порекомендовалъ бы. Плодотворнаго и при этомъ «хорошо забытаго» мало.
Tags: книги, кругъ чтенiя
Subscribe

  • * Угрюмо *

    Вотъ, такая исторія. Съ другой стороны, если учитель захочетъ извести безотвѣтнаго ученика, у него всѣ возможности, и ничего съ нимъ сдѣлать…

  • * Угрюмо и сумбурно *

    Несправедливость окружающаго міра больно ранитъ юношеское сердце. Это нормально. Мнѣ кто-то говорилъ, что Кантъ говорилъ, что кто въ юности не былъ…

  • * Паки меланхолично *

    Родителямъ кажется (ужъ не знаю, насколько обоснованно), что образованіе при локдаунѣ ухудшилось.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments