philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Какъ-то писалъ уже, что если обѣщаю романъ съ продолженiемъ, то продолженiя не слѣдуетъ, если нуженъ длинный отвѣтъ, онъ не пишется, &c. &c. На эту реплику все же попробую отвѣтить.
Статья Ю. Каграманова во многихъ отношенiяхъ очень хороша. Ея культурная основа весьма богата (что иллюстрируется, кстати, и латинскими вставками — безупречно умѣстными и точными). Однако цѣльнаго опуса я въ ней не вижу — если культурный фонъ давать какъ основанiе, нельзя выпускать промежуточныя звенья, въ частности, прямое влiянiе iезуитской педагогики на русскую, а если этого не дѣлать, статья распадается на двѣ части — очеркъ педагогической исторiи (самъ по себѣ вѣрный и убѣдительный) и обоснованiе опредѣленной педагогической позицiи (болѣе убѣдительное, на мой взглядъ, нежели сама позицiя; но у меня нѣтъ никакой, и та, что представлена, — не хуже, чѣмъ любая другая).
Нѣкоторые моменты я все-таки вижу иначе. Въ частности, исходную мысль Михаила Никифоровича Каткова. «Имперiалистическая» и «педагогическая» логика у него жестко разведены. Въ томъ числѣ и въ пространствѣ — есть статьи по гимназическому вопросу и, скажемъ, по польскому. Единственный «имперiалистическiй» моментъ, который является исходнымъ для педагогики, — требованiе для русской школы и отъ русской школы интеллектуальной компетентности и умственной самостоятельности ея учениковъ.
Ключевая идея для Каткова — идея концентрацiи. «Воспитывать не значитъ развлекать, раздроблять, разслаблять; воспитывать значитъ собирать, сосредоточивать, усиливать и вводить въ зрѣлость»… Онъ утверждаетъ, что ⅔ учебнаго времени должно отводиться на нѣсколько основныхъ предметовъ. Подробный анализъ педагогической цѣнности данъ для каждаго — и въ качествѣ ядра выбраны три: древнiе языки и математика. Для остальнаго практически все равно, какъ будетъ распредѣляться время; хотя многопредметность вредна. Кстати, идея весьма плодотворная и нынѣ забытая: мы такъ боимся что-то выкинуть изъ школьной программы… А вотъ по поводу исторiи: «Въ какiе источники будутъ погружаться эти двѣнадцатилѣтнiе изслѣдователи жизни народовъ и каузальной связи событiй?». О словесности: «Было бы полезно сократить время на такiе предметы, которыхъ преподаванiе… нерѣдко причиняетъ большой вредъ. Въ ряду этихъ предметовъ самое видное мѣсто занимаетъ такъ называемая русская словесность, то есть тотъ сборъ жалкихъ обрывковъ изъ эстетики, исторiи литературы и изъ журнальныхъ критическихъ статей, который есть истинный крестъ для всякаго порядочнаго учителя, а молодыхъ людей прiучаетъ къ фразерству и верхоглядству». О русскомъ языкѣ: «Нѣтъ ничего труднѣе, какъ изучать и анализировать живой предметъ, и притомъ такой, который есть одно съ нами». О естественныхъ наукахъ въ школѣ (точнѣе, обо всѣхъ второстепенныхъ предметахъ): это «не науки въ собственномъ значенiи этого слова, а только популяризованные результаты их. Въ сообщенiи этихъ показанiй, не имѣющихъ научнаго характера, должна быть соблюдаема строгая мѣра»; «куча заученныхъ энциклопедическихъ свѣдѣнiй исчезнетъ безъ слѣда, не перерабатываясь мыслiю и ни къ чему не прiурочиваясь».
Въ качествѣ вождя нигилизма въ педагогической области я бы разсматривалъ скорѣе Щапова, чѣмъ Писарева, но это уже другая исторiя…
Tags: ludus litterarius
Subscribe

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…

  • * Меланхолично *

    Довольно забавно, что мои реплики для дайджестовъ Ивановъ-Петровъ беретъ исключительно у Платоника.

  • О графѣ Перекопскомъ и пандемонической экономикѣ

    1. Нѣсколько дней тому назадъ 2. А вотъ это я безъ перчатокъ въ руки бы не взялъ. Ходъ торговъ меня слегка удивилъ.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments