Поскольку я не сторонникъ политической свободы, понятно, что онѣ лежатъ внѣ сферы «честныхъ выборовъ» — я бы просто честно отмѣнилъ выборы. Соотвѣтственно и вызванныя паникой передъ померанцевой революцiей силовыя мѣры противъ оппозицiи — полная ерунда. Но есть вещи серьезнѣе.
Относительное благополучiе современной жизни — благополучiе человѣка, который распродаетъ доставшiйся ему по наслѣдству антикварiатъ и имѣетъ полную возможность заливать глаза пивомъ. То, что отъ наслѣдiя Россiйской Имперiи перешли къ содержимому нѣдръ, ничего въ этомъ дѣлѣ не меняетъ. Совокупность народнаго труда не покрываетъ расходовъ на содержанiе населенiя. Это было свойственно и позднему СССР, чья экономика тоже была вполнѣ паразитарной; но есть и разница: въ СССР помнили о «фондѣ потребленiя» и «фондѣ накопленiя», поддерживали балансъ между содержанiемъ инфраструктуры и текущимъ потребленiемъ. Нынѣшняя безотвѣтственная власть забыла и объ этомъ. Нашъ персонажъ заливаетъ глаза пивомъ и не обращаетъ вниманiя на то, что вода заливаетъ квартиру.
Второе — и не менѣе важное — демографическое качество населенiя. Мы присутствуемъ при масштабномъ развалѣ отечественнаго образованiя. Но нельзя сказать, что развалъ этотъ осуществляется только сверху. Любыя идеи находятъ себѣ пламенныхъ приверженцевъ на всѣхъ уровняхъ. И всѣ новомодныя вѣянiя плодятъ громадное количество туфты.
СССР — я высоко цѣню совѣтское образованiе, хотя это, конечно, не лучшая модель — разсчитывалъ на подготовку инженера. Результатъ соотвѣтствовалъ ожиданiямъ: хорошихъ инженеровъ было достаточно (хотя плохихъ, по-видимому, больше), хорошихъ рабочихъ — мало (дисциплина, заставляющая добровольно отказаться отъ прикуриванiя отъ ванночки съ кремнiемъ, нашей школой не воспитывалась). Воспитанiе рабочего — это вообще дѣло особое, о немъ какъ-нибудь отдѣльно напишу. Но кого готовятъ сейчасъ? Къ какой сложной и отвѣтственной работѣ приспособленъ современный выпускникъ нашихъ массовыхъ школъ? Если даже придетъ отвѣтственная власть, на кого въ созидательномъ трудѣ она сможетъ опереться?
Это сложныя проблемы, и такимъ дурацкимъ рецептомъ, какъ политическая свобода, онѣ не рѣшаются.