У моихъ послѣднихъ вопросовъ есть, конечно, своя предысторiя; вообще съ педагогической точки зрѣнiя для меня интереснѣе школа (студенты, какъ правило, уже безнадежны, либо ты имъ не нуженъ), но все-таки на зарѣ самостоятельной жизни я, свѣженькiй выпускникъ, работалъ въ РГГУ, преподавая древнiе языки въ основномъ на философскомъ факультетѣ. Кромѣ того, велъ аналогичные курсы въ одномъ частномъ вечернемъ Вузѣ. Второй случай разсматривать не буду, поскольку въ такихъ Вузахъ администрацiя добродушна по предѣленiю; а вотъ ситуацiю въ РГГУ слегка набросаю.
Философскiй факультетъ исходилъ изъ того представленiя, что философу-профессiоналу необходимо владѣть греческимъ и нѣмецкимъ. Это представленiе правильно, но не всѣ студетны будутъ философами-профессiоналами; ихъ столько и не нужно. Группы сразу же разслаивались: практически въ каждой были студенты (одинъ-два) съ выдающимися (именно такъ) способностями, и имъ греческiй былъ интересенъ; несмотря на недостатокъ времени сравнительно съ классической каѳедрой, они въ концѣ перваго года могли читать не только Ксенофонта, но и бiографическiе тексты Плутарха.
Большинству группы греческiй не давался никакъ. Оно и понятно: это предметъ, не для всѣхъ полезный и нужный. Промежуточныя формы встрѣчались рѣдко, не чаще, чѣмъ превосходныя; такимъ образомъ, большинство въ каждой группѣ предметъ не усваивало.
Зачетъ я поставилъ всѣмъ автоматомъ. Предупредилъ, однако жъ, что съ экзаменомъ сего не будетъ. Но какъ-то проблему рѣшать было надо. Не сталкивавшiеся съ греческимъ языкомъ, надѣюсь, повѣрятъ: сдать его невозможно. Если нѣтъ базы, за время положенныхъ пересдачъ выучить хотя бы на тройку немыслимо. Но передъ глазами встала картина — у моихъ двоекъ были бы вполнѣ конкретныя послѣдствiя, и, если бы я сталъ на нихъ настаивать, двумъ-тремъ юношамъ я вполнѣ могъ поломать жизнь. Тутъ стоило задуматься.
Задуматься, естественно, надъ статусомъ предмета. Организацiонно было бы проще такъ: претендуешь на философскiе лавры — учи древнегреческiй. Не претендуешь, просто хочешь получить гуманитарное образованiе — гуляй. Нуженъ оселокъ, конечно; попробовать долженъ каждый, продвигаться — врядъ ли. Презрѣнiя къ несправляющимся у меня не было: отсутствiе блестящихъ способностей и вкуса къ такого рода занятiямъ не криминалъ, естественно. Это была совершенно нормальная молодежь со своей жизнью, часто настолько же непонятной мнѣ, какъ имъ — мой древнегреческiй. Вламываться въ эту жизнь и что-то въ ней корежить желанiя у меня не было. А для той горстки, о которой шла рѣчь, просто никто не сталъ бы открывать факультетъ.
Такимъ образомъ я пришелъ къ выводцу, что предметъ мой — непрофильный, а потому долженъ пребывать въ статусѣ негласнаго факультатива. Это вполнѣ устраивало администрацiю факультета, котторая также отличалась добродушiемъ. Я удовлетворился тѣмъ, что моя тройка препятствуетъ научной карьерѣ, и раздавалъ ихъ направо и налѣво; но двоекъ не ставилъ никогда. Мы заключили негласный договоръ: я (и еще одинъ мой коллега) воздерживались отъ двоекъ, а факультетъ организовывалъ намъ факультативное продолженiе начальнаго курса. Мой преемникъ говорилъ, что сталъ вести себя еще болѣе радикально: черезъ неделю послѣ начала занятiй онъ въ весьма наглядной формѣ давалъ понять не справляющимся, что ихъ присутствiе на занятiяхъ нежелательно.
Правда, всѣ эти обстоятельства подорвали мою педагогическую мораль. Преподавать что-либо классикамъ я боюсь: тамъ вѣдь щадить уже не приходится.