Varia

По поводу предъидущаго.
Относительно образовательныхъ экспертовъ — не упомню никого среди говорящихъ, кто имѣлъ бы представленіе о чемъ-либо, кромѣ совѣтской школы. И тутъ къ ограниченности кругозора прибавляется то, что въ кругозоръ входитъ совершенно искусственный конструктъ — не вырпосшій ни изъ какихъ общественныхъ потребностей и не представляющій собой заимствованіе удачнаго опыта.
При этомъ умѣлыхъ педагоговъ-практиковъ немало.
О медицинѣ промолчу.
Относительно политики… Кого тутъ считать знатокомъ? Я довѣряю только Salery, въ томъ, что остальные, высказывающіеся по политическимъ вопросамъ, сопоставимо знаютъ исторію, очень сомнѣваюсь. Естественно, себя я отношу къ той же категоріи — не считаю заслуживающими вниманія собственныя политическія выкладки.
И все же одну предложу.
Какъ мы помнимъ, двѣ самыя яркія и масштабныя революціи Новаго времени — французская и наша. Притворимся на минуту Плутархомъ.
Французская совершилась въ мирное время и послѣ крупнаго дипломатическаго успѣха. Относительно русской всѣ, думаю, признаютъ, что безъ войны она была бы невозможна.
Французская вызвала возстанія по мѣстамъ, но не гражданскую войну. Въ русской Тамбовъ былъ Вандеей, Кронштадтъ — Тулономъ, но много было и кромѣ.
Французская, говорятъ, произошла изъ-за разстройства финансовъ. Русскіе финансы тоже были разстроены, но практически никто на нихъ какъ на причину или поводъ не ссылается (хотя разсуждаемо было о сухомъ законѣ и т. п.).
Во французской монархія пала не сразу. Людовикъ XVI какое-то время именовался королемъ Божьей милостью и волей Національнаго собранія. У меня дома есть указы того времени, лѣнь искать. Взаимныя разборки между революціонными партіями длились довольно долго. Въ Россіи по большому счету все завершилось за годъ.
Французская революція была подавлена внѣшними силами, но вызвала такое смѣщеніе равновѣсія, что продолжилась цѣлой серіей менѣе яркихъ революцій. Въ Россіи внѣшнія силы революцію не подавили, и получившая власть группировка смогла консолидировать эту власть. Впрочемъ, тутъ можно усмотрѣть и сходство: безъ внѣшнихъ силъ ликвидація революціи невозможна. Понятно, что въ моей логикѣ Буонапарте — въ контекстѣ революціи. Это тоже не единственно возможная точка зрѣнія.
Для Франціи ставимъ вопросительный знакъ. Въ Россіи были партіи съ опытомъ, которыя вооруженной рукой боролись съ монархіей — и уже давно.
Выводовъ дѣлать не буду.