philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Въ продолженіе предъидущаго — 2

Я подошелъ къ самой трудной части своего разсужденія. Понятно, что совѣтскій стиль, о которомъ пишетъ Ивановъ-Петровъ въ репликѣ, послужившей толчкомъ къ моимъ разсужденіямъ, могъ быть только брежневскимъ; онъ былъ данъ дѣятелямъ постсовѣтской эпохи въ личномъ опытѣ, а остальные — только въ видѣ болѣе-менѣе мѵѳологизированныхъ представленій. Эти пласты присутствовали и могли служить источниками вдохновенія въ рамкахъ лояльности идеологіи: «истинная» революція ленина могла противостоять сталинскимъ «извращеніямъ» (хотя имманентные законы исторіи, которые способенъх извратить удачливый авантюристъ, тоже… не слишкомъ хорошо характеризуютъ научность мраксизма), а сталинская эпоха съ побѣдой надъ націоналъ-соціализмомъ могла противостоять брежневскому застольному застою (многоваріантность совѣтскаго стиля — одинъ изъ важныхъ факторовъ его устойчивости).
(Въ скобкахъ замѣчу, что соображенія объ отказѣ отъ отказа от совѣтскаго наслѣдія какъ факторъ легитимности не кажутся мнѣ рѣшающими не только въ объективномъ ключѣ, но и въ субъективномъ: легитимацію можно обрѣсти какъ въ самомъ стремленіи отказаться отъ прежняго зла, такъ и въ народномъ голосованіи, да мало ли въ чемъ, и вообще проблема стоитъ тогда, когда есть сильный соперникъ; тѣ, кто продолжалъ держаться за совѣтскій стиль, дѣлали это не только по соображеніямъ необходимости или выгоды, но болѣе по искренней приверженности.)
Разсужденіе о факторахъ и компонентахъ совѣтскаго стиля начнемъ съ того, что онъ унаслѣдовалъ отъ старой Россіи.
1. То, что унаслѣдовано отъ Москвы. Провалъ средняго, культурнаго сегмента (собственно, банальность; напр., у Гершензона: «Всѣ, кто внимательно и съ любовью приглядывались къ нашему народу, — и между ними столь разнородные люди, какъ С. Рачинскій и Глѣбъ Успенскій, — согласно удостовѣряютъ, что народъ ищетъ знанія исключительно практическаго, и именно двухъ родовъ: низшаго, техническаго, включая грамоту, и высшаго, метафизическаго, уясняющаго смыслъ жизни и дающаго силу жить»). Собственно гуманитарная культура прививается съ большимъ трудомъ. Это какъ разъ то, съ чѣмъ героически боролась петровская Имперія, пытаясь создать вліятельный и сколь возможно многочисленный слой людей съ независимыми культурно-интеллектуальными интересами; но результаты петровскихъ усилій большевики смахнули, какъ паутину.
2. Имперія — то, что наиболѣе враждебно совѣтскому стилю, чего онъ совершенно не выноситъ. Однако одна важная черта унаслѣдована и отъ нея. Это представленіе (неизбѣжное изначально въ силу ученичества, но постепенно его должно было преодолѣть), что иностранное лучше своего. Тутъ можно бы расписать много нюансовъ и подробностей, но дѣлать этого я сейчасъ не буду.
Tags: pensieri, СССР, реакціонное
Subscribe

  • Оттудажъ

    Нѣкоторые авторы говорятъ, что Селимъ, сынъ Баязета и отецъ Солимана, ежедневно клалъ въ ротъ произрастающее въ Турціи зерно, которое отнимаетъ у…

  • * Ворчливо *

    Московитъ — въ точности платоновскій человѣкъ, о которомъ идетъ рѣчь у Діогена Лаэрція, — «животное съ двумя ногами и безъ перьевъ», — ему, чтобы…

  • Еще изъ Левейера

    Великій князь Московіи Ѳеодоръ, сынъ Іоанна Васильевича (Jean Basile), не вылѣзалъ изъ церквей, звоня въ колокола, въ то время какъ его шуринъ Борисъ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Оттудажъ

    Нѣкоторые авторы говорятъ, что Селимъ, сынъ Баязета и отецъ Солимана, ежедневно клалъ въ ротъ произрастающее въ Турціи зерно, которое отнимаетъ у…

  • * Ворчливо *

    Московитъ — въ точности платоновскій человѣкъ, о которомъ идетъ рѣчь у Діогена Лаэрція, — «животное съ двумя ногами и безъ перьевъ», — ему, чтобы…

  • Еще изъ Левейера

    Великій князь Московіи Ѳеодоръ, сынъ Іоанна Васильевича (Jean Basile), не вылѣзалъ изъ церквей, звоня въ колокола, въ то время какъ его шуринъ Борисъ…