philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Въ продолженіе предъидущаго — 1

Мнѣ извѣстны воззрѣнія, будто для пониманія произошедшаго въ Россіи идеологія не важна, а важно, что большевики были исконные русскіе мужики (варіантъ — возстаніе византійско-оріентальной стихіи русскаго XVII вѣка), или враги всего русскаго, или выполняли волю германскаго императора и англійской королевы. Съ одной стороны, въ воззрѣніяхъ подобнаго рода есть или можетъ быть своя доля истины (исторія — процессъ многофакторный, и утверждать, что англійская королева совсѣмъ ни при чемъ, я не стану), съ другой — я подобныя вещи разсматриваю какъ акциденціи, а лѣвый сатанинскій стержень — какъ субстанцію. По этому вопросу я спорить не буду, просто выскажу свою позицію и подчеркну, что противостоящія для меня нисколько не убѣдительны. Впрочемъ, и самъ я никого убѣдить въ своей правотѣ не надѣюсь, не буду даже пытаться.
Вообще же связь между идеологіей и дѣятельностью — очень сложная вещь. Отмѣтимъ тотъ фактъ, что Робеспьеръ, пока не овладѣлъ властью, былъ однимъ изъ лидеровъ движенія за отмѣну смертной казни. Мы вообще мало чего о себѣ знаемъ: на что способенъ обыватель, немножко приоткрыла интернаціоналъ-соціалистическая и націоналъ-соціалистическая практика XX вѣка… Вполнѣ возможно, что для лѣвыхъ движеній свойственно, послѣ того какъ подавлено любое сопротивленіе, отказываться отъ массоваго террора, какъ произошло въ СССР. Можетъ быть, это и болѣе общая закономѣрность — вѣдь націоналъ-соціализмъ былъ сокрушенъ въ весьма молодомъ возрастѣ.
Надо сказать, что и ранній, людоѣдскій соціализмъ давалъ двѣ модели. Въ искусствѣ это — порнографическій модернизмъ Маяковскаго и Малевича, съ одной стороны, съ другой — академизмъ поплоше, для народа (условный Евтушенко какъ недопушкинъ). Возможно, мы могли бы наблюдать ихъ борьбу, но поколѣніе, воспитанное ранней революціей, было полностью выбито въ ходѣ войны, и потому полностью побѣдилъ академизмъ въ дешевомъ народномъ варіантѣ.
(Это не только отечественная двойственность, впрочемъ. Изъ другихъ варіантовъ массоваго общества націоналъ-соціализмъ сдѣлалъ тотъ же выборъ, что и СССР, а демократія пошла по пути порнографическаго модернизма. Является ли приверженность жесткихъ видовъ массоваго общества народному академизму, а мягкихъ — порнографическому модернизму закономѣрностью, я не знаю.)
Есть еще одинъ тонкій моментъ. Это война. Имманентные законы исторіи въ испареніях мраксова мозга не предусматривали для стараго міра возможность выжить въ мирныхъ условіяхъ. Совѣтскіе мраксисты пришли къ выводу, на практикѣ, что безъ войны революція не получается. Война превращалась изъ акциденціи въ субстанцію. Для интеллектуальной честности это означало утрату историческими законами «имманентности» и крахъ мраксизма. Но онъ былъ не научной теоріей, а идеаломъ общественнаго устройства, а потому не пострадалъ.
(Еще двѣ вещи въ скобкахъ. Первая — относительно врага рода человѣческаго, который выдвинулъ идеологическій аргументъ какъ первый для обоснованія своей картины. Это совершенно справедливо, и вышеописаннымъ вопросъ объ отвѣтственности СССР за войну снятъ разъ и навсегда: въ этомъ кругу отказъ отъ войны просто означалъ предательство. Второй заключается въ томъ, что можно было бы апеллировать къ своему нетерпѣнію — мы сдѣлаемъ то же, что по мраксу, только быстрѣе. Для «имманентности» это не менѣе страшный ударъ, хотя и съ другаго фланга.)
Tags: pensieri, СССР, реакціонное
Subscribe

  • Жить для себя возможно только въ мірѣ

    Да, еще о хейтерахъ. Меня это удивляетъ — чѣмъ жить своей положительной жизнью, зачѣмъ пытаться прожить часть чужой отрицательно? Одинъ разъ у меня…

  • О римскихъ идеяхъ. Финалъ

    Да, и еще о Римѣ. Девизъ греческой культуры — Будь первымъ! (или, иначе, соотвѣтствуй идеалу). Римской — Будь собой! Я понимаю, сколько тутъ…

  • О нервахъ Людендорфа

    Слово (и дѣло) въ русскомъ языкѣ, которое я ненавижу больше всего, — община.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • Жить для себя возможно только въ мірѣ

    Да, еще о хейтерахъ. Меня это удивляетъ — чѣмъ жить своей положительной жизнью, зачѣмъ пытаться прожить часть чужой отрицательно? Одинъ разъ у меня…

  • О римскихъ идеяхъ. Финалъ

    Да, и еще о Римѣ. Девизъ греческой культуры — Будь первымъ! (или, иначе, соотвѣтствуй идеалу). Римской — Будь собой! Я понимаю, сколько тутъ…

  • О нервахъ Людендорфа

    Слово (и дѣло) въ русскомъ языкѣ, которое я ненавижу больше всего, — община.