philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* Паки угрюмо *

Навѣрно, мой гражданскій долгъ долженъ былъ бы заключаться въ вопіяніи и предупрежденіи публики о послѣдствіяхъ образовательной политики властей и образовательныхъ взглядовъ самого общества, коль скоро они воплотились бы въ жизнь. Что касается властей… Тутъ два аспекта.

Первый — поддержаніе инфраструктуры и развитіе. Критиковъ ЕГЭ и безъ меня довольно, и я съ ними въ отрицательной части ихъ взглядовъ бываю, какъ правило, согласенъ, только менѣе радикаленъ: мнѣ кажется, что все можетъ удержаться на незначительномъ меньшинствѣ хорошо образованныхъ и правильно думающихъ, а они хотятъ невозможнаго — хорошо образованнаго большинства. (Словосочетаніе «хорошо образованный» беремъ во всей его проблематичности и пока не объясняемъ.)

Второй, который теоретически могъ бы быть полезенъ и въ разговорѣ съ властью, — перспектива потенціальнаго превращенія РФ въ полюсъ слабости, куда импортныя вліянія ворвутся просто въ силу разницы давленія; но — опять-таки положа руку на сердце и сохраняя интеллектуальную честность — то, что у насъ происходитъ, есть заимствованіе общеміровыхъ глупостей. Школьное европейское образованіе пока еще серьезно лучше нашего (и PISA умѣло дезоріентируетъ публику, поскольку измѣряетъ среднюю температуру по больницѣ), но — судя по приходящимъ оттуда вѣстямъ — за него идетъ тоже горячая схватка (кстати, не связанъ ли сравнительный масштабъ войны съ прошлымъ въ США и Европѣ со сравнительнымъ качествомъ ихъ средняго образованія?). Такъ что да, мы будемъ деградировать и слабѣть, но вмѣстѣ со всѣмъ міромъ, и, возможно, даже не въ первомъ ряду.

Теперь отъ государства обратимся къ обществу.

Въ РИ была компетентная государственная власть и (за исключеніемъ періодовъ Ванновскаго и Игнатьева) компетентная образовательная власть. Какъ могли, они создавали квалифицированный педагогическій корпусъ (судя по съѣздамъ начала XX в., самыми лояльными были филологи-классики, самыми нелояльными — психологи). Имъ противостояло некомпетентное общество, съ огромной долей впервые привлекаемыхъ къ образовательному труду дѣтей и, соотѣтственно, семействъ (а наивная и исходная педагогическая концепція — утилитаризмъ, школа для жизни), но они тянули общество вверхъ, какъ могли, вопреки самому обществу, вопреки западнымъ интеллектуальнымъ модамъ и кризисамъ.

Сейчасъ общество (по части школы проникнутое тѣмъ же утилитаризмомъ и, стало быть, младенчествующее въ интеллектуальномъ отношеніи) находится въ полной гармоніи съ государствомъ (оно такое же). Но государство маленькое и во многомъ однородное, бесѣдовать мнѣ съ нимъ не с руки. А общество большое и разное, и его зрѣлую часть, переросшую концепцію утилитарной школы, я оцѣнилъ бы процентовъ — на глазокъ — въ 10–15. Это и есть моя потенціальная аудиторія.
Tags: ludus litterarius, реакціонное
Subscribe

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    А вчерашняя задачка изъ Левейера, которую рѣшить я не надѣялся, получилась какъ-то сама собой. Иногда нужно просто лечь спать и зевнуть спросонья.…

  • * Зевая спросонья *

    Хорошее имя для писателя — Левъ Африканскій.

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • * Еще разъ зевая спросонья *

    А вчерашняя задачка изъ Левейера, которую рѣшить я не надѣялся, получилась какъ-то сама собой. Иногда нужно просто лечь спать и зевнуть спросонья.…

  • * Зевая спросонья *

    Хорошее имя для писателя — Левъ Африканскій.

  • Varia

    1. Поискъ Гугола мусорный настолько, что приходится сразу же ограничиваться одними книгами. 2. Въ первый разъ не сумѣлъ рѣшить одну задачку для…