Можно выстроить такую цѣпочку. Непосредственная дѣятельность — публицистика — литературное творчество — наука. Подъ послѣдней въ данномъ контекстѣ я понимаю раціональное обобщеніе опыта русской жизни, которое можетъ быть полезно въ будущемъ. Человѣкъ съ моими данными, разумѣется, не въ состояніи создавать организаціи, партіи и движенія, а К. А. Крылову врядъ ли удалось бы изслѣдованіе долгаго дыханія, вродѣ ставшаго докторской диссертаціей труда о вліяніи римской литературы на Россійскую Имперію. Въ каждомъ случаѣ видно движеніе внизъ съ одного конца до другаго, доходящее въ послѣдней точкѣ до нуля.
Сейчасъ у меня хорошій моментъ. «Школа» дописана, она можетъ быть издана и вообще безъ моего участія. Съ двумя подготовленными къ печати переводными книгами — переписка Екатерины и Вольтера и философскіе труды Фридриха ІІ — ровно та же исторія. За новый проектъ (есть у меня одинъ большой въ умѣ) я пока не принимался. Меня это даже пугаетъ, я совершенно не привыкъ пребывать въ подобномъ состояніи, никогда его не зналъ (послѣ осуществленія большихъ проектовъ и не имѣя равноцѣннаго).
Съ другой стороны, и оцѣнить по достоинству К. А. Крылова я не въ состояніи. Для этого критически важно знать подлинное достоинство его художественной прозы. Хотѣлось бы составить собственное представленіе, но возможности такой нѣтъ: современную (со второй половины XIX вѣка) художественную прозу я читать не въ состояніи, а разнообразіе чужихъ оцѣнокъ велико, и ни одной изъ нихъ я слѣпо довѣриться не могу. Такъ что оставлю для себя большой знакъ вопроса.