philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Varia

1. Вчерась ходилъ въ «Атакъ» за продуктами. Тамъ у самаго входа съ торжествующимъ видомъ была выставлена гречка.
2. Относительно риѳмъ. Я понимаю, что наука тутъ не на моей сторонѣ, и риѳма — то, что признаетъ таковой публика. Но я не готовъ приносить ей въ жертву свои личные вкусы. У риѳмы есть свой грамматическій, есть свой фонетическій аспектъ, и было бы очень интересно написать изслѣдованіе о воспріятіи риѳмы публикой — но и трудно, поскольку для раннихъ этаповъ мало матеріала, а сопоставлять индивидуальные подходы поэтовъ и ихъ популярность — не слишкомъ надежно.
Ну вотъ, паки о своихъ вкусахъ. На мой взглядъ, то, что русская поэзія пошла по пути расшатыванія формы, а не ужесточенія — большая ошибка. Я не считаю риѳмой что бы то ни было, гдѣ послѣ ударнаго гласнаго есть лишніе или несовпадающіе согласные, кромѣ j. Образецъ того и другаго у Брюсова:
Чтобы помнили, видѣли, вѣдали,
Что нельзя красотѣ перестать,
Калидасой встающей надъ Вѣдами
И Рембрандтомъ — надъ трупомъ Христа
.
На мой взглядъ, эта строфа вообще не имѣетъ риѳмъ.
Я считаю, что риѳма съ лишнимъ j (богато — палатой) — очень плохая риѳма, и такія допустимы, скажемъ, одна стиховъ на 100. У меня въ переводѣ Гомера таковыхъ одна или двѣ, не больше.
Плохими риѳмами я считаю тѣ, гдѣ j или н прикрываетъ одинъ гласный, безъ согласованія заударныхъ согласныхъ (большой — кривой, распаленъ — законъ), особенно если гласный — о. Повышенная концентрація такихъ риѳмъ также мѣшаетъ мнѣ читать.
Не прикрытые согласнымъ звукомъ разнородные безударные гласные въ исходѣ женскихъ риѳмъ (палаты — заката) также представляются мнѣ допустимыми лишь въ очень незначительной концентраціи. Но если гласный прикрытъ согласнымъ (палатой — статуй, атомъ — взятымъ), это, на мой взглядъ (точнѣе, слухъ), никакъ не портитъ риѳму.
Разумѣется, это чисто фонетическій подходъ. Поскольку есть разные варіанты произношенія, то тютчевская риѳма пронеслосявопроса кажется мнѣ совершенно точной. Но пронеслось (въ зависимости отъ произношенія) можетъ риѳмоваться и съ вопросъ, и съ ось.
И еще. Наличіе того, что притворяется риѳмой, но таковой не является, хуже, чѣмъ честное отсутствіе риѳмы. Бѣлые стихи я, можетъ, еще и прочту (хотя врядъ ли), съ неправильными риѳмами — не стану даже и заглядывать. Современную поэзію я сканирую глазами, прежде чѣмъ читать, и, если она не соотвѣтствуетъ моимъ требованіямъ, не обращаюсь къ ней.
Это, разумѣется, только для новыхъ языковъ, на древнихъ я, напротивъ, не люблю читать нѣчто риѳмованное. Особенно раздражаетъ Gaudeamus.
3. Современная ситуація совершенно дезоріентируетъ, и я чувствую себя интеллектуально потеряннымъ. Самъ я предпочелъ бы инерціонные сценаріи, но не знаю, сколько въ моемъ мышленіи wishful thinking, а сколько анализа. Какъ бы то ни было, отъ коронавируса значительныхъ культурныхъ и общественныхъ сдвиговъ не ожидаю, но я васъ честно обо всемъ предупредилъ.
О риѳмахъ продолжу (точнѣе, объ ихъ исторіи, сейчасъ лѣниво).
Tags: безъ тэга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments