2. Salery здѣсь пишетъ о соціальномъ контекстѣ 100 школъ РАН (ихъ, кажется, уже 110). Матеріалъ, на который онъ ссылается, — здѣсь. Угадать психологиню нетрудно съ перваго раза, и ссылку (думаю, она не единственная) даю для очистки совѣсти. Съ содержательной точки зрѣнія у Salery ничего не упущено. То, что психологиня подозрѣваетъ власти въ сознательномъ оболваниваніи народа (какъ будто для сего нужны спеціальныя усилія), тоже вполнѣ ожидаемо. Откуда взять деньги, придумали.
Я, собственно, хотѣлъ поразмышлять надъ вопросомъ, устраненнымъ Salery: каковъ педагогическій смыслъ этой сатиры и морали. Самое содержательное, что нашелъ, — вотъ. Не сказать, чтобъ очень много. Ясно одно: что для авторовъ этой презентаціи все ясно, и надъ собственно образовательными вопросами они не только не задумались — они ихъ просто не замѣтили. Слѣдовательно, мы и не можемъ разсчитывать на то, что появится нѣчто новое; это будутъ школы, усиленные академическими сотрудниками. И это не созданіе новыхъ школъ, а училеніе старыхъ, и безъ того — какъ предполагается рамочными условіями — сильныхъ.
Возможенъ ли изъ этого толкъ? А почему нѣтъ? Надо бы написать отдѣльный матеріалъ объ изслѣдованіяхъ въ школѣ (у меня тутъ скапливается критическій объемъ ума горестныхъ наблюденій), но есть вѣроятность того, что пришедшій въ такую школу ученый будетъ обладать и педагогическимъ тактомъ. Однако общая обстановка (особенно то, что это проектъ, поддержанный наверху, а, значитъ, и сопровождаемый въ будущемъ отчетностью) приведетъ къ тому, что въ немъ будетъ проще тѣмъ, кто любитъ отчитываться и получать деньги, чѣмъ тѣмъ, кто любитъ учить. Ну и, разумѣется, не мѣняя неэффективной модели общаго образованія и только надстраивая ее, трудно ожидать прорыва. Такъ что я полагаю, что серьезный ростъ возможенъ въ отдѣльныхъ мѣстахъ въ результатѣ счастливой комбинаціи обстоятельствъ, а въ большинствѣ случаевъ мы его будемъ, конечно, имѣть, но на бумагѣ.
3. Еще одинъ философическій пріютъ Бѣльчонка.
