?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

* * *

У меня такое чувство, что наша учебная программа как таковая вызываетъ безпокойство у опредѣленной части публики.
Интеллектуальная картина тутъ такова. Люди съ красной окраской, разсуждая объ образованіи, могутъ удерживать соціальную проблематику, но не въ состояніи заниматься собственно учебной. Конечно, и соціальную проблематику они понимаютъ криво, можетъ, лучше бы не видѣли вовсе, но она ихъ по крайней мѣрѣ волнуетъ. Ихъ аналитика — объ одномъ измѣреніи; моя — о двухъ. Не исключаю, что кто-то владѣетъ и третьимъ; если мнѣ его предъявятъ, былъ бы очень признателенъ. И обычно ихъ реакція (учитывая, что достроить измѣреніе въ своемъ міровоспріятіи — вообще совсѣмъ непросто) сводится къ слѣдующему. Вотъ онъ, жуликъ, все усложняетъ, выдумалъ, на самомъ дѣлѣ никакихъ учебныхъ предметовъ со своими задачами не существуетъ, а все сводится къ полезному и безполезному и для бѣлой кости или для черной*. Объяснить конкретно имъ, что они неправы, такъ же легко, какъ было бы внушить одномѣрному червяку, ползущему по прямой, что есть плоскость. Задачка непроста и по-своему интересна, но у меня есть другія, актуальнѣе и не проще.
Кстати: относительно коллегъ. Область классической филологіи много чище и выше средней по странѣ. Я ни разу не слышалъ, чтобъ кто-то изъ коллегъ былъ уличенъ въ коррупціи или хотя бы подозрѣвался въ оной; отъ диссертаціонныхъ скандаловъ мы далеки на уровнѣ хотя бы намековъ; мы разные и въ моральномъ, и въ научномъ отношеніи, но даже самая слабая квалификаціонная работа по классической филологіи для многихъ областей — недосягаемая бездна учености.
Еще важно подчеркнуть: польза — плохой маякъ для образованія (какъ и для науки). Образованіе какъ таковое — пріобрѣтеніе мудрости и добродѣтели. Одна изъ страшныхъ проблемъ образовательнаго вѣдомства РИ — тотъ фактъ, что новововлекаемые слои всегда превышали вѣсомъ потомственно образованные, а для младенчествующаго сознанія образованіе какъ разъ и есть то, что нужно для жизни (сейчасъ это точка зрѣнія почти повсемѣстная, сознаніе общества, властей просто и образовательныхъ властей въ этомъ младенчествѣ не расходятся). Мы — одно изъ весьма немногочисленныхъ зеренъ взрослости въ этомъ обществѣ.

_______________________________________________________________________________

* Потому ихъ и волнуетъ только грамотность. Реальныя училища, гимназіи, кадетскіе корпуса — нѣтъ, не слышали. Впрочемъ, выдающіеся успѣхи СССР въ области начальной грамотности оказываются обычными приписками.

Comments

mercant
Apr. 12th, 2019 04:56 am (UTC)
Не бесполезность, а невостребованность
Возможно, третье измерение, которое вы хотите найти - это нынешнее общественное бытие, которое как известно определяет общественное сознание. Россия - объективно, страна бедная. И получение хорошего образования подобно включению света в коммуналке. Осознание невыносимой убогости бытия намного хуже самой убогости. Тем более, что в нынешних условиях (например проблемами с монетизацией навыков и отсутствием базового основного дохода) проблематично избежать столкновения с этой самой действительностью. Нет, я конечно предполагаю, что где-то есть "заповедники", в которых резвятся беззаботные интеллектуалы, но об их существовании за пределами Москвы мне не известно. В провинциальных же "островках культуры" существование связано с тягостной вдвойне (по вышеописанным причинам) беспросветной бедностью.
Более того, описанные Богемикусом (да не уподоблюсь ему вовек) и вами реалии учебных заведений РИ и "заграницы" свидетельствуют о том, что образование - это не "гарантированный пропуск" даже не в высший, а в upper middle класс, а лотерейный билет, который может и не сыграть.
И это я еще не писал, про династии, касты и прочие неформальные объединения, которые построили даже не стены, а глубоко эшелонированные укрепрайоны вокруг скудных источников средств к существованию.

Edited at 2019-04-12 05:00 am (UTC)
zaharov
Apr. 12th, 2019 07:08 am (UTC)

Образование - это гарантированный пропуск в образованный класс, который находится в сложных отношениях с имущественной стратификацией общества. Нахождение в образованном классе - само по себе привелегия. Так как дает доступ к культурной и духовной сокровищнице человечества и возможность общаться с людьми, для которых этот доступ важен и гармоничен.

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow