philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Varia

1. Первый пунктъ гимназическаго Устава 30 іюля 1871 г.: «§ 1. Гимназіи имѣютъ цѣлью доставлять воспитывающемуся въ нихъ юношеству общее образованіе и, вмѣстѣ съ ​тѣмъ​, служатъ приготовительными заведеніями для поступленія въ университетъ и другіе ​высшія​ ​спеціальныя​ училища». Сейчасъ школьное образованіе цѣнятъ за подготовку къ поступленію (въ т. ч. и ​оффиціальныя​ лица, это, напр., главный мотивъ гордости московскихъ властей). Но между современной постановкой вопроса и вторымъ пунктомъ тогдашней — пропасть: гимназія должна была выпустить ученика, готоваго и способнаго къ высшему образованію, сейчасъ, кромѣ поступленія, никакой цѣли нѣтъ. Отсюда и разница въ правилахъ пріема: окончаніе гимназіи само по себѣ даетъ право на учебу въ университетѣ, а школьный аттестатъ — нимало.

2. Въ Венесуэлѣ, кажется, будетъ весело.

3. Интересно, а изслѣдовалъ кто-нибудь воспріятіе риѳмъ публикой? О профессіоналахъ понятно — ​Херасковъ​ любилъ ​глагольныя​ риѳмы съ согласованіемъ ​заударныхъ​ звуковъ, а ​Ширинскій​-​Шихматовъ​ вообще не любилъ глагольныхъ риѳмъ. А извѣстно ли что-либо о простыхъ потребителяхъ поэзіи? Заодно прошу читающихъ ​эти​ строки, независимо отъ того, пишутъ ​они  сами стихи или нѣтъ, отвѣтить на вопросъ: какія требованія ​они​ предъявляютъ къ риѳмамъ, когда оцѣниваютъ стихи?

Мой отвѣтъ.

а. Допустимая точность. Расхожденіе въ согласныхъ возможно только одно: й. ​Блоковская​ риѳма основатель — фрегатѣ недопустима, риѳмы типа рати — братій — допустимы, но не слишкомъ часто. Безъ согласованія ​заударныхъ​ звуковъ сейчасъ, по-моему, нельзя считать точными риѳмы на –ой. Въ гласныхъ допустимо и даже хорошо расхожденіе редуцированныхъ звуковъ въ обрамленіи согласныхъ. Алымъ — покрываломъ — хорошая риѳма, ​алы​ — покрывало — плохая.

б. Грамматика. Разумѣется, риѳмовка одинаковыхъ грамматическихъ элементовъ (силлабическое ​читати​ — ​писати​) снижаетъ качество риѳмы. Въ массовомъ случаѣ это должно компенсироваться согласованіемъ ​заударныхъ​ звуковъ, что дѣлаетъ риѳму не цѣликомъ грамматической. Мнѣ нравятся и легкія, и ​значительныя​ ​грамматическіе​ смѣщенія. Раньше я любилъ риѳмовку имени и глагола, но теперь въ общемъ случаѣ сочетанія типа грозила — могила оставляютъ меня равнодушнымъ.

в. Назовемъ ихъ такъ — ​композитныя​ риѳмы типа того лишь — изволишь кажутся мнѣ сильной приправой, и примѣнять ​ее​ нужно въ мѣру. Возможно, у филологовъ-профессіоналовъ ​есть​ для такихъ названіе, но сейчасъ я его не упомню. У Маяковского мѣры и вкуса не было (впрочемъ, онъ самъ представляетъ собой совершенно безсодержательный формальный ​экеспериментъ​, слава Богу, оставшійся безплоднымъ).

 

Tags: ludus litterarius, безъ тэга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments