2. Я недавно написалъ большую статью объ Ушинскомъ (войдетъ въ «Сумерки всеобуча — II»), и долженъ сказать, что статья — рѣзко критическая и никакой для меня Ушинскій не авторитетъ.
3. Недавно говорилъ съ коллегой. Высокіе баллы ЕГЭ, по его мнѣнію, отражаютъ уровень; ниже какой-то границы имѣешь дѣло съ неадекватомъ. Изъ этого можно сдѣлать выводъ, предварительный, что любой экзаменъ до какой-то степени справедливъ: если есть правила, болѣе сильные могутъ исполнить ихъ лучше. Въ связи съ этимъ можно добавить, что мы склонны преувеличивать вліяніе того или инаго школьнаго рѣшенія на образованіе: ждешь катастрофы или прорыва, ни того, ни другого не происходитъ. Особенно въ области грамотности (писалъ какъ-то, что фонетическій разборъ въ начальной школѣ долженъ нанести по ней coup de grâce, однако же не случилось). Школьная дѣятельность, по-видимому, — рябь надъ поверхностью образованія (по крайней мѣрѣ въ этой области, съ математикой и иностранными языками не должно быть такъ), и мы баламутимъ верхній слой, не трогая глубину.