2. Не первоапрѣльское. На сегодняшній день обычный школьникъ въ обычной школѣ уже гарантированно лишенъ возможности полноцѣннаго подключенія къ національной гуманитарной традиціи. Мѣсто злачное, но повѣримъ Salery, что важна высказанная мысль.
Съ другой стороны, а была ли возможность пріобщиться къ «національной гуманитарной традиціи» — что бы это ни значило — у совѣтскаго школьника? Въ школѣ ужъ точно не было (если только не понимать подъ этими словами что-то ужъ совсѣмъ неудобоваримое). Но и тогда школа была не единственнымъ каналомъ, а теперь ужъ…
3. Условно — правильный Мединскій. Полагаю, что отношеніе европейскихъ интеллектуаловъ къ странѣ Y или Z опредѣлялось тѣмъ, въ какую ячейку ихъ классификаціи она попадала (привѣтъ Аристотелю). И collateral damage при выбамбливаніи той или иной страны не вызываетъ сердечнаго сокрушенія потому, что — въ представленіи интеллектуала — жизнь въ неправильно устроенномъ государствѣ (почти?) безсмысленна, а потому отправившійся на тотъ свѣтъ теряетъ немного.