О соотношенiи насильственнаго и добровольнаго элементовъ я уже писалъ, а Ивановъ-Петровъ спрашивалъ.
2. Утокъ съ наступленiемъ зимы становится много. А вотъ семейство графовъ Бобринскихъ перестало показываться. Безъ нихъ скучно.
3. Читая послѣднюю серiю Иванова-Петрова, сталъ задумываться, а какъ проходитъ грань между наукой и не-наукой внутри самой науки. И не такъ все это просто. Помню, на моей докторской защитѣ одинъ изъ присутствовавшихъ сотрудниковъ ИМЛИ сказалъ — это неопозитивизмъ, но иногда прорывается нѣчто, демонстрирующее собственную позицiю. И въ самомъ дѣлѣ: конечно, этотъ отрывокъ изъ моей диссертацiи — никакая не наука, хотя самъ трудъ, въ цѣломъ, научный:
Реформы приводятъ къ массовой демократизацiи жизни; привилегiямъ происхожденiя приходятъ на смѣну привилегiи образовательнаго ценза (отнюдь не образованности!); полуграмотные разночинцы, съ грѣхомъ пополамъ отбывавшiе номеръ въ одномъ изъ университетовъ Имперiи, гдѣ они вкушали плоды «пагубной роскоши», требуютъ и добиваются неслыханныхъ льготъ, — напр., по воинской повинности… Они отбираютъ у дворянства ведущiя позицiи въ культурѣ; и прежде всего ихъ захватываютъ выпускники духовныхъ семинарiй. Въ этой сферѣ — если вѣрить знаменитымъ Очеркамъ бурсы Помяловскаго — много «человѣческой, слишкомъ человѣческой» патологiи; необходимо, конечно, учитывать эффектъ впечатлѣнiя; но фактъ остается фактомъ: отъ гангрены и бѣлой горячки гибнутъ съ такимъ же удовольствiемъ и въ томъ же возрастѣ, что раньше на дуэляхъ и въ многочисленныхъ войнахъ. Именно въ этотъ моментъ семинарiи переживаютъ критическiй перiодъ своей исторiи: новѣйшiя нигилистическiя доктрины, помноженныя на бѣдное и безпросвѣтное существованiе, такъ же губятъ русскiя головы, какъ огненная вода — туземцевъ Аляски и Калифорнiи. На смѣну широко, но поверхностно образованнымъ аристократамъ, читавшимъ древнихъ во французскихъ и нѣмецкихъ переводахъ, могли бы прiйти знатоки древнихъ языковъ, преподаванiе которыхъ въ семинарiяхъ стояло на достаточно высокомъ уровнѣ…
Трещина прошла черезъ сердце ученаго.
Я и надъ В. Ю. Троицкимъ думаю, который недавно попался въ мои теплыя лапы — то, что это садистъ съ патологическими склонностями, сомнѣнiй нѣтъ, кто еще можетъ хотѣть заставить дѣтей читать Чернышевскаго и Горькаго въ промышленныхъ объемахъ и въ обязательномъ порядкѣ подъ соусомъ «научности», но является ли ученымъ самъ этотъ сторонникъ научности въ школьномъ преподаванiи, поселившiйся въ ИМЛИ, естьли мнѣ не измѣняетъ память, примѣрно въ годъ моего рожденiя? У меня есть опредѣленное сомнѣнiе, что я воспринялъ бы его тексты такъ (напр., употребляемое имъ словосочетанiе «духовный смыслъ» кажется мнѣ безсмысленнымъ), но экспериментъ — въ силу тѣхъ же органическихъ причинъ — проводить не буду. Если кто хочетъ защищить тезисъ, что В. Ю. Троицкiй является ученымъ, пусть предъявитъ его научныя достиженiя.