Я, собственно, хотѣлъ подчеркнуть сложность размышленiй по этому поводу. Съ одной стороны, мы можемъ утверждать, что современныя роскоши плодятъ потребителей, не представляющихъ цѣнности съ человѣческой точки зрѣнiя. Съ другой — что только освободившись отъ необходимости посѣщать холодныя удобства во дворѣ и таскать воду изъ колодца, трагическая сущность бытiя можетъ привлечь наше вниманiе въ должной степени. Обѣ точки зрѣнiя имѣютъ за собой серьезныя основанiя и могутъ имѣть умныхъ защитниковъ. Такъ что «ради прекрасной жизни» не даетъ очевидностей.
И еще. Мы можемъ быть миролюбивы. Но нельзя отрицать и не видѣть доли, которую занимаетъ — отъ Илiады до Войны и мира — война въ міровой культурѣ. По-видимому, это связано съ тѣмъ, что многое человѣческое — въ томъ числѣ и лучшее — выявляетъ только она, и никоимъ образомъ этотъ фактъ не является случайнымъ.
Ну и возвращаясь къ величiю. Многiя блюда подаются только въ рамкахъ комплекснаго обѣда. Только одно изъ нихъ — спасенiе души — можетъ завѣдомо не сопровождаться никакой нагрузкой. Для спасенiя души и государства никакого не нужно, не только что величiя. И если мы подъ «ради прекрасной жизни» понимаемъ задачу государства какъ помощь гражданамъ/подданнымъ въ спасенiи души, мы завѣдомо можемъ величiя не хотѣть. Но если мы имъ не ограничиваемся и желаемъ культурнаго и хозяйственнаго расцвѣта, все не такъ однозначно. Греческiя и итальянскiя республики, нѣмецкiя монархiи могли прекрасно давать блестящiе культурные результаты безъ политической мощи. Для единицъ типа Рима, Францiи, Россiи это значительно сложнѣе, политическiй упадокъ ведетъ за собой хозяйственный и культурный. Да и американцы — при томъ что долларъ прекрасно работаетъ какъ инструментъ поддержанiя міроваго хозяйственнаго доминированiя — не торопятся поэкспериментировать, будетъ ли онъ работать такъ же прекрасно безъ ихъ авiаносныхъ группъ.
Относительно Швейцарiи, всплывшей въ комментарiяхъ, — я не считалъ бы ее великой, поскольку ея культурная роль не такъ значима, какъ у сопоставимыхъ по ресурсамъ странъ.
Примѣнительно къ Россiи я продолжу эту тему въ слѣдующей репликѣ. А навязчивое присутствiе Клооса въ моей лентѣ пугаетъ и меня самого.