philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* Меланхолично *

Я обѣщалъ въ комментарiяхъ остановиться на своемъ ученическомъ опытѣ. Но сначала — въ качествѣ общаго отвѣта — два слова о физикѣ.

Я не представляю себѣ программу средняго образованiя безъ физики прежде всего потому, что у школьнаго предмета есть функцiя, о которой я пока не говорилъ, — продемонстрировать предметную область и дать ученику возможность рѣшить, его это или не его. О чемъ предметъ — у кого есть чѣмъ понимать, поймутъ и у дурнаго учителя.
Наряду съ этимъ я хотѣлъ бы, чтобы въ рядѣ школъ физика преподавалась серьезно. И со своей спецификой. Для этого нужно 4 условiя: учебное время не менѣе 4–5 часовъ въ недѣлю, лабораторiя, толковые ученики и учитель на уровнѣ. Если разсматривать физику какъ одинъ изъ предметовъ ядра, изъ этого, естественно, много чего слѣдуетъ для программы вообще; но сейчасъ я не буду на этомъ останавливаться. Единственное — такой можетъ быть лишь небольшая часть школъ; ихъ доля — предметъ обсужденiя. Такимъ образомъ тѣ, кто считаетъ, что физика можетъ и должна быть мощнымъ развивающимъ предметомъ, не оппоненты мои, а единомышленники, если они согласны съ двумя вещами: 1) это невозможно въ масштабѣ всей системы общаго образованiя и 2) для этого нужно создавать специфическiя благопрiятныя условiя.
Теперь о себѣ. Отчасти, разумѣется, буду повторяться и прошу снисхожденiя.
Я учился въ неплохой французской спецшколѣ и вынесъ изъ нея два предмета — языкъ и математику. Школьную математическую программу почти полностью помню до сихъ поръ. Это то, что было нужно и интересно. Дальше были предметы ненужные и неинтересные (изъ первыхъ — русскiй языкъ, сплошная трата времени для ребенка съ почти идеальной грамотностью). Литература и исторiя сами по себѣ меня интересовали (отчасти поэтому школа не отбила у меня способности читать русскую классику, да и вообще мало повлiяла на характеръ моего чтенiя), но какъ школьные предметы могли вызвать только отвращенiе и были вполнѣ безполезны: гдѣ мне было нужно, какъ, напр., русская исторiя XVIII в., школьное содержанiе не могло служить даже канвой и 99 % усилiй отъ школы никакъ не зависѣли, гдѣ не нужно — я благополучно все забылъ. Однако въ пользу этихъ предметовъ въ моемъ случаѣ можетъ быть сказано, что они не причинили мнѣ такого вреда, какой могли бы. Немного интересовала меня бiологiя, другiя естественныя науки — еще меньше. КПД очень высокiй — 45 % школьнаго времени было потрачено съ толкомъ. Думаю, мало у кого такой. Но, разумѣется, я былъ очень хорошимъ ученикомъ — именно потому я и считаю, что гдѣ я не усвоилъ и забылъ, тамъ въ большинствѣ случаевъ не спецiализирующiйся на этомъ предметѣ не вынесетъ больше. Структура интеллектуальныхъ операцiй — другое дѣло, можно забыть содержанiе и при этомъ пользоваться пользой отъ предмета, и если кто меня поправитъ (съ оговоркой, что рѣчь идетъ объ обычномъ предметѣ въ обычной школѣ съ обычнымъ учителемъ) и сообщитъ объ упущенномъ мной интеллектуальномъ содержанiи — буду признателенъ.
Tags: ludus litterarius
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments