2. Великая революцiя литературнаго вкуса на рубежѣ XVIII–XIX вѣковъ съ образовательной точки зрѣнiя можетъ разсматриваться какъ разница между риторикой въ нормальномъ объемѣ и въ редуцированномъ. Но была ли соотвѣтствующая образовательная революцiя? Изъ моихъ знакомыхъ только , кажется, серьезно разсматриваетъ изученiе риторики въ школѣ. А было бы интересно.
Съ другой стороны, риторика есть наука объ убѣдительномъ доведенiи своихъ мнѣнiй до собесѣдника. И если кастетъ убѣдительнѣй анафоры, то его и изучать? Русскiй народъ любитъ классичную простоту, для привитiя ему вкуса къ барокко всѣхъ березовыхъ рощъ мiра на розги не хватитъ.
3. Все суета.
4. Ужасъ жизни долженъ возводиться въ кубъ, если ты писатель. Какъ-то давно *** сказалъ мнѣ: ты жизни не знаешь. Я отвѣтилъ тогда — давно это было: а чѣмъ моя жизнь меньше жизнь, чѣмъ твоя? А сейчасъ уже не такъ думаю о локализацiи жизни. Трудно искать ее и съ ней знакомиться. И какъ и знакомиться съ ней, и писать о ней? Какъ совмѣщается?
А представить себѣ литературную богему, какое-нибудь Передѣлкино… Вотъ ужъ ужасъ…
5. За отчетный перiодъ Бѣлочка никого не поймала.

6. Надо бъ какую глупость написать о футболѣ и турецкомъ переворотѣ. Но въ футболѣ если у меня и есть симпатiи, то чисто страновыя (на сей разъ онѣ были на сторонѣ Италiи), а про Турцiю съ нетерпѣнiемъ жду, что напишетъ (если напишетъ)
7. Примѣръ рацiональнаго европейскаго мышленiя: если папа въ Римѣ прелюбодѣйствуетъ и почемъ зря народъ травитъ, мы здѣсь въ Амстердамѣ должны разбить статуи и иконы.
8. Скорѣе для себя. Я зря повѣрилъ Тиргену. Кажется, Камоэнсъ присутствуетъ у Хераскова. Комментарiй нужно будетъ дописывать; а тогда включать не только это эксклюзивное пересѣченiе, но и топосы. Впрочемъ, пока прочитаны три пѣсни, можетъ, еще что найдется. Можно только поблагодарить Господа, что съ комментарiемъ было поступлено по совѣту Горацiя.
9. Недавняя гроза была живымъ комментарiемъ къ Тютчеву. Зарницы, а не молнiи; я съ полчаса любовался со стороны, и громъ доходилъ поиглушенно. Если поедположить еще большее разстоянiе, демоны дѣйствительно могутъ стать глухонѣмыми.