philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Varia

1. Среди постановленiй по образовательному вѣдомству есть и такое: объ увеличенiи числа труповъ, доставляемыхъ въ Дерптскiй университетъ (отъ 24 января 1886 г.).

2. Пожалуй, предѣльный комментаторскiй случай. Бѣлинскiй. Онъ много умѣетъ, не умѣетъ двухъ вещей: думать и читать. Да и некогда, сочиняя столько рецензiй. Слѣдовательно, у любой его мысли хозяинъ — не онъ, и нужно его выяснить. Путемъ чтенiя этого сдѣлать нельзя: Бѣлинскiй — парень хваткiй, учился въ разговорахъ и учиться въ разговорахъ умѣлъ. Грановскiй, Герценъ съ Огаревымъ, Катковъ, Тургеневъ, Бакунинъ, Панаевъ и проч. Собесѣдниковъ много.
Помнится, у него гдѣ-то сказано, что Вергилiй — не настоящiй римскiй эпосъ, настоящiй — Титъ Ливiй. О томъ, чтобъ такое могъ подумать самъ Бѣлинскiй, даже и рѣчи нѣтъ. Вполнѣ нѣмецкая мысль, хотя и русскiй германофилъ могъ такъ подумать. Тутъ выяснить нѣмецкiй источникъ и русскаго транслятора — первая задача сложна, вторая, боюсь, нереальна.
3. Возможно, дѣло въ плохомъ знанiи языка, но мнѣ кажется, что Камоэнсъ недотягиваетъ до итальянцевъ. Кстати, околофутбольное: было бы чрезвычайно любопытно знать, кто изъ ихъ футбольной команды полностью прочелъ эпосъ. Если кто знаетъ, насколько онъ изучается въ школѣ, тоже буду признателенъ за информацiю.
4. Ужасъ классической филологiи, летящiй на крыльяхъ ночи, заключается въ томъ, что 95 % энергiи уходитъ на провѣрку, не придумалъ ли кто до тебя твою мысль. Для оболтуса съ размашистымъ стилемъ вродѣ меня это нудно и трудно. Я въ паникѣ бѣжалъ, бросая знамена, обозы и артиллерiю, въ ту область, гдѣ соотвѣтствующая пропорцiя не столь убiйственна. Знаю одного своего отличнаго ученика, который поступилъ такъ же — впрочемъ, онъ, кажется, вовсе сбѣжалъ отъ науки.
5. Началъ мучительно думать надъ слѣдующей южноевропейской вылазкой и надъ тѣмъ, какое влiянiе на нее можетъ оказать букинистическiй факторъ. Дважды книжки отбрасывали меня на Апеннинскiй полуостровъ — хотя посѣтить я собирался Пиренейскiй. Одинъ разъ съ оглушительнымъ проваломъ, второй — вполнѣ успѣшно. Еще нѣсколько мѣсяцевъ можно спокойно мучиться. Но проблема въ томъ, что интересующее меня лежитъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ я уже бывалъ.
6. Какое прекрасное слово — поползновенiе! Смотрѣлъ словари на планшеткѣ — нѣтъ, всѣ аналоги ни стилистически, ни образно нимало не похожи.
7. Когда я скрываю книжки, надъ которыми работаю, я дѣлаю это единственно изъ суевѣрiя. Я боюсь повредить работѣ. Никакого кокетства или тѣмъ болѣе нерасположенiя къ кому бы то ни было въ этомъ нѣтъ.
8. Въ моихъ буколическихъ и георгическихъ захолустьяхъ интернетъ весьма скуденъ. Потому прошу простить, что отвѣчаю не сразу. Какъ и публикую не сразу.
9. Я совершенно не знаю, какъ реформировать россiйскую науку. Возможно, какъ-то набросаю соображенiя по вопросу люди vs. учрежденiя. Знаю только одно: на преподавательской позицiи въ казенномъ россiйскомъ университетѣ и на изслѣдовательской позицiи въ казенномъ академическомъ институтѣ дѣлать мнѣ было бы нечего.
10. Не знаю, считать ли это проявленiемъ особо смиренной скромности или особо извращенной нескромности, но мнѣ не хочется, чтобъ моей жизнью публично интересовались или чтобы меня публично вспоминали послѣ смерти. Моему праху будетъ очень неуютно. Надо сориентироваться ближе къ смерти и, если будетъ грозить что-то подобное, формально запретить. Мнѣ и лежать хотѣлось бы не на кладбищѣ, а гдѣ-нибудь подальше, одному и безъ опознавательныхъ знаковъ. Если угодно, это глубочайшiй изъ всѣхъ возможныхъ бунтъ противъ античной цивилизацiи.
11. Девять часовъ двѣнадцать минутъ пополудни, одиннадцатое iюля. Интересно, насколько хватитъ авторскаго терпѣнiя не публиковать эту запись.
Ну и добавлю написанное потомъ.

1. Хорошее названiе для сборника современной поэзiи — вувузела.
2. Для исторiи русской культуры было бы очень важно обладать хорошими бiографiями Д. А. Толстаго и С. Г. Строганова. Прочитавъ въ ЖМНП о похоронахъ Толстаго, не смогъ удержаться отъ слезъ.
3. Паки и паки реку: мiру не хватаетъ консерватизма, и страна, предложившая бы тихую гавань съ правомъ отстрѣла проникшихъ на твой участокъ земли и съ нормальной гимназiей могла бы разсчитывать на притокъ человѣческаго капитала (скажемъ неудобьпроизносимыми словами). Но РФ способна создать только имитацiонный консерватизмъ дурнаго вкуса, болѣе лѣвый, чѣмъ самая лѣвая Европа, съ единственнымъ бонусомъ отсутствiя гей-парадовъ. Потому ситуацiей она воспользоваться не сможетъ.
4. Я зря ругалъ Камоэнса. Инвокацiя къ Каллiопѣ очень хороша. А вотъ недавно читалъ въ «ЛП» Баратынскаго «Коттерiѣ» — и не понялъ на грамматическомъ уровнѣ.
5. Думаю, хотѣлъ ли бы я имѣть встренный чипъ со словарями. Ничего пока не придумалъ.
6. Достопочтенный edgar_leitan недавно спросилъ, какъ его читатели понимаютъ духовность. Согласенъ, что слово — скорѣе пустышка. Если бъ я его сочинялъ для своихъ нуждъ, оно означало бы принадлежность къ духовенству. Но русскiй языкъ пошелъ сейчасъ по другому пути (было ли оно раньше, не знаю, а инструментовъ провѣрки подъ рукой нѣтъ). Самъ я его не употребляю, а смыслъ расплывчатъ. Понятно, что оно означаетъ качество. Понятно, что это качество — религiозное; не очень представимо, чтобы говорили о духовности атеиста или агностика. Непонятно, какъ ограничивается въ этой области: можно говорить о православной духовности, а можно ли объ исламской? Узусъ скорѣе групповой, даже народный, чѣмъ личный. Въ рамкахъ этой расплывчатой области опредѣленiя — не очень четкое значенiе: вѣрносиь своему Сѵмволу вѣры и предпочтенiе связанныхъ съ нимъ духовныхъ цѣнностей матерiальнымъ. Мое неупотребленiе связано скорѣе съ тѣмъ, что такое описанiе кажется мнѣ слишкомъ оптимистичнымъ, и я не знаю группы, къ которой могъ бы его примѣнить.
7. Достопочтенный leonid_b думаетъ одну очень тяжелую мысль. Для меня она тоже тяжела, но нужно нѣсколько уточненiй и сравненiй.
7. 1. Человѣческiй матерьялъ для любыхъ безумствъ можно найти въ ассортиментѣ въ любомъ обществѣ. Германскiй нацiоналъ-соцiализмъ тому доказательство.
7. 2. Старая элита РИ не принимала участiя въ большевизмѣ. Она оказала ему вооруженное сопротивленiе — въ Германiи такого оказано не было.
7. 3. Терроръ и репрессiи сошли на нѣтъ еще при томъ поколѣнiи. Идейныхъ террористовъ не такъ много. Фуше и Берiя гнусные негодяи, но массоваго террора имъ было не нужно. Потому, послѣ ликвидацiи идейно-террористическаго гнѣзда, они имъ не занимались. Зѣлинскiй примѣнительно къ французской революцiи главнымъ мотивомъ неидейныхъ террористовъ (въ рамкахъ Термидора они могли прiйти къ власти подъ лѣвыми лозунгами) считаетъ страхъ.
7. 4. Образовательная система РИ постоянно вовлекала въ процессъ все новые безграмотные слои (при Аннѣ Iоанновнѣ обсуждали проблему безграмотныхъ капитановъ, при Николаѣ Александровичѣ введенiе всеобщаго начальнаго образованiя), она дѣлала это, пытаясь поддержать балансъ между количествомъ и качествомъ, но въ любой моментъ своего существованiя она сталкивалась съ тѣмъ, что большинство, съ кѣмъ она имѣла дѣло, — народъ, въ культурѣ неискушенный и къ образованiю подходящiй утилитарно. Относится ли послѣднiй пунктъ къ дѣлу, судите сами.
Tags: pensieri, Брынскiй козелъ, безъ тэга, реакціонное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments