philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* Угрюмо *

Навѣрно, нужно что-то сказать по этому поводу…
Самъ по себѣ подходъ мнѣ не близокъ — для меня акцентъ всегда на индивидуальномъ усилiи, а не на общественной детерминированности. Къ тому же, если мы въ результатѣ выкладокъ получаемъ итогъ, что образованiя нѣтъ и быть не можетъ, онъ — при малой дѣйственной цѣнности — не имѣетъ, кажется, и большой познавательной. Я бы считалъ образованiемъ скорѣе то, въ чемъ ты одинокъ и о чемъ ни съ кѣмъ не можешь говорить. Но, собственно, это — вопросъ соглашенiя, можно, напр., называть образованiе въ томъ смыслѣ, какъ оно въ исходной репликѣ описано, образованiемъ, а какъ результатъ индивидуальнаго усилiя — образованностью, правда, прилагательное у нихъ будетъ одно и продолжитъ вводить публику въ заблужденiе.
Но вотъ соцiальная картинка, нарисованная тамъ, — хорошая отправная точка для разсужденiй, но никакъ не окончательный варiантъ. Прежде всего — какъ съ точки зрѣнiя этого подхода структурировано общество? Ивановъ-Петровъ, кажется, не настаиваетъ на всеобщности; но договороспособность съ образованiемъ не смязана: профессоръ Миллеръ, зовя извощика, могъ съ нимъ договариваться, при непересѣченiи ихъ образовательныхъ сферъ — чего не было бы, кстати, въ такой степени, если бъ на его мѣстѣ былъ профессоръ Крестовоздвиженскiй. А вотъ образованные совѣтскiе люди проявили весьма высокую степень недоговороспособности — при томъ что у нихъ было много общихъ темъ.
Отбросивъ очевидность съ исторической краткостью всеобщей народной школы и нынѣшнимъ ея кризисомъ, скажу одно. Мы имѣемъ дѣло съ конфликтомъ и съ динамичной сменой ожиданiй, а не съ ихъ отсутствiемъ. Объемъ знанiй мѣняется, по-видимому, незначительно и больше въ зависимости отъ личностныхъ характеристикъ, нежели отъ соцiальныхъ, его всеобщность — тоже. Современный юноша можетъ не знать о неактуальномъ для него Колумбѣ, но, вѣроятно, знаетъ кое-что о гаджетахъ и американскомъ кино, чего не зналъ его совѣтскiй ровесникъ. Есть желанiе высокомѣрно огтвергнуть такую культурную повѣстку и заявить, что гаджеты не ровня Колумбу.
И не заключается ли разница въ томъ, что молодежь, воспользовавшись круговоротомъ и динамикой, вырвала у старшихъ право формировать повѣстку? Отсюда много линiй размышленiя…
Tags: ludus litterarius, pensieri, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments