У насъ существуетъ такая — весьма влiятельная — теорiя развивающаго обученiя. Насколько я понимаю, новые ФГОСы построены съ ея учетомъ. По моимъ представленiямъ, это хлестаковщина въ чистомъ видѣ. Но, съ другой стороны, это, возможно, злоупотребленiе присвоеннымъ правомъ
Такъ вотъ: если дѣйствительно, какъ утверждаютъ разхработчики теорiи, она позволяетъ развить теоретическое мышленiе, выпускники соотвѣтствующихъ школъ должны обладать преимуществомъ въ использованiи инструментовъ мысли сравнительно съ прочими. А кто-нибудь имѣлъ возможность сравнить? Поступали такiе ученики куда-нибудь въ такихъ количествахъ, чтобъ можно было судить объ ихъ интеллектуальномъ стилѣ? И если данныхъ для отвѣта на этотъ вопросъ нѣтъ, я былъ бы признателенъ подѣлившимся любыми соображенiями, кто съ этимъ сталкивался. Наконецъ, третiй вопросъ: есть ли общественная потребность въ публичномъ доказательствѣ того, что это хлестаковщина (что потребовало бы, конечно, достаточныхъ усилiй).
2. О методологiи PISA. А вотъ случайно ли, что самый извѣстный брендъ страны съ лучшей въ Европѣ, по результатамъ PISA, школой претерпѣлъ серьезныя непрiятности? Понятно, что Финляндiя слишкомъ маленькая для того, чтобъ преподавать какiя-то уроки Германiи или хотя бы Испанiи, и Гроцiй съ Декартомъ могутъ не появиться тамъ еще и по этой причинѣ. Оставимъ за скобками проблематичность сравненiя школы въ странахъ съ iероглифической письменностью и съ алфавитомъ въ нѣсколько десятковъ буквъ и неправомѣрность сравненiя совсѣмъ разномасштабныхъ единицъ. Но интеллектуальными лидерами остаются страны съ не слишкомъ хорошей въ рамкахъ заданныхъ критерiевъ школой. Ужъ по крайней мѣрѣ, США въ этомъ отношенiи превосходятъ Японiю — тоже весьма большую, а боюсь (и Фукусима это продемонстрировала), что у японцевъ есть серьезныя слабыя мѣста сравнительно съ европейскими странами, не только уступающими имъ въ рейтингѣ PISA, но и просто серьезно меньшими.
Думаю, что «пизанцы» смотрятъ на результаты обученiя съ демократическихъ позицiй. Ихъ интересуетъ среднiй уровень — а реальную жизнь онъ не интересуетъ. Отъ охранника въ кабакѣ и проектировщика автомобиля или главврача больницы требуется совсѣмъ разное — и лишнихъ 10 балловъ у 1000 охранниковъ не компенсируютъ незначительнаго недобора въ послѣднихъ случаяхъ.
Кстати, съ другой стороны — съ культурной — эту закономѣрность хорошо иллюстрируетъ такой математическiй фактъ. Современному Пушкину РФ со 150000000 грамотнымъ населенiемъ обезпечила бы примѣрно такое же число читателей, что и Россiйская Имперiя съ 40000000 преимущественно безграмотнымъ населенiемъ тогдашнему.