philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Varia

1. Не понимаю еще одного: почему дипломатiя РФ съ такимъ упорствомъ говоритъ о «внѣшнемъ управленiи» Украиной и «несамостоятельности» европейскихъ странъ? Это разводки вполнѣ подростковаго уровня, для взрослыхъ — безъ шансовъ.

2. Я не хотелъ отвѣчать на эту реплику, поскольку пред(по)ложенiе замѣнить латынь не менѣе ея систематичными кулинарiей и ботаникой могло имѣть только одну цѣль — привести меня въ ярость (и если бъ не притупленiе чувствъ отъ второй волны гриппа, это произошло бы въ полной мѣрѣ). Однако вниманiе, привлеченное къ пассажу о воспитанiи, заставляетъ высказаться.
Было бы преувеличенiемъ утверждать, что школа не воспитываетъ, однако она очень ограничена въ своихъ воспитательныхъ возможностяхъ. Потому упрекъ, что она не обучаетъ умѣнiю общаться на равныхъ, столь же справедливъ и столь же умѣстенъ, какъ, скажемъ, тотъ, что она не обучаетъ навыкамъ охоты на тюленей и поиска оазисовъ въ пустынѣ. Школа либо транслируетъ общественные установки, и когда она сословно-корпоративная (духовная, военная), въ гармонiи общества, родителей и наставниковъ это получается лучше, либо… Если то, что она оффицiально воспитываетъ, находится въ противорѣчiи съ окружающей реальностью, возникаютъ интересныя завихренiя, вродѣ совѣтскаго человѣка, у котораго мысль, слово и дѣло не имѣли точекъ пересѣченiя. Въ древности, помнится, была риторика, она воспитывала навыкъ публичнаго убѣжденiя, а когда республика съ состязательнымъ политическимъ процессомъ и состязательнымъ судомъ приказала долго жить, перестала воспитывать. И предметъ измѣнился. А если бъ онъ не измѣнился и удалось отгородить школу отъ общества высокой стѣной, ученики испытывали бы жестокое разочарованiе, покинувъ ее, — но не измѣнили бы общество. Потому, если у кого есть досугъ, за отсутствiемъ учебы, проводить разные тренинги въ навыкахъ, которые поощряются обществомъ и могутъ въ немъ примѣняться, — милости прошу. Но эти навыки спокойно проявятся и такъ, и весь школьный укладъ потомъ подъ нихъ подстроится (русскiй судъ присяжныхъ, гдѣ большинство послѣднихъ состояло изъ вчерашнихъ крѣпостныхъ, по количеству судебныхъ ошибокъ, какъ писалъ Кони, былъ не хуже европейскаго). Конечно, можно усмотрѣть порочный кругъ (школа воспитываетъ то, что принято въ данномъ обществѣ, общество составляется изъ людей, прошедшихъ воспитавшую ихъ въ прежнемъ духѣ школу), но — какъ было въ эпоху Александра II — поощренiе сверху другихъ установокъ можетъ привести къ измѣненiямъ. А что до школы… Если кто чему не обученъ и для чего не воспитанъ, винить въ этомъ школу — весьма распространенная, но отъ того не менѣе грубая ошибка.
Tags: ludus litterarius, pensieri
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments