philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* * *

1. Въ изъ вѣстной репликѣ Вольтера содержатся два тезиса: 1) Богъ есть и 2) человѣчество не можетъ жить безъ идеи Бога. Но эпоха была такова, что двѣ благочестивыя мысли звучатъ какъ одна кощунственная.

2. Сравнительно недавно заглянулъ въ блогъ одного лѣваго, который (и блогъ, и лѣвый) на первый взглядъ мнѣ понравился и показался вмѣняемымъ. Потомъ впечатлѣнiе изчезло, а вопросы, заданные тамъ и вычитанные оттуда, остались. Краткое разсужденiе à propos.
Правый полюсъ — ничѣмъ не ограниченная индивидуальная стихiя. Лѣвый — полное равенство, переходящее въ тождество. Самоубiйственно на самомъ дѣлѣ и то, и другое, какъ въ педагогикѣ равно самоубiйственны голая свобода и голое принужденiе. Существуетъ много переходныхъ оттѣнковъ, и если гдѣ и есть принципiальная граница, то она не между западнымъ капитализмомъ и западнымъ соцiализмомъ (это процентъ изымаемого налога), а между западнымъ и восточнымъ соцiализмомъ. Вмѣсто того, чтобы разумно (или даже сверхъ разумной мѣры) ограничивать индивидуалистическую хозяйственную стихiю, ее истребляютъ. Ибо тамъ — уничтоженiе (а не ограниченiе) частной собственности. И двигаться налѣво, въ сторону «государства общаго благоденствiя», капитализмъ заставляютъ не лѣвые (они могутъ натолкнуть на мысль, не болѣе того), а собственная выгода: многочисленное богатое населенiе обезпечиваетъ лучшiй спросъ и лучшiй ростъ.
3. О закатѣ Европы.
Сторонниковъ этой идеи больше чѣмъ достаточно, а возражаетъ противъ нея съ энергiей одинъ Богемикъ, съ нѣсколько меньшей энергiей (поскольку не главная тема) — еще немного правыхъ; потому можно было бъ ее не защищать. Однако, поскольку у ожидателей заката это wishful thinking въ чистомъ видѣ, спорить съ ними не стоитъ, а стоитъ съ однимъ Богемикомъ.
Собственно, почему стоитъ ожидать заката Европы? Потому во-первыхъ, что всему земному наступаетъ конецъ; наступитъ онъ когда-нибудь и европейскому экономическому и культурному доминированiю. Римская Имперiя тоже превосходила варваровъ; это ее не спасло. Правда, ожидателямъ утѣшенiе въ этомъ небольшое: имъ придется запастись терпѣнiемъ, и на ихъ земную жизнь терпѣнiя запросто можетъ не хватить. Но болѣзнь, которая можетъ покончить съ Европой, — та же самая, которая покончила когда-то съ Римомъ: нежеланiе жить и бороться за жизнь. Финальнаго аккорда «Фауста» никто не отмѣнялъ. Но нужно сказать и то, что процессъ не обязательно долженъ быть линейнымъ: если сейчасъ смертельная болѣзнь — hombre masa, человѣкъ-потребитель — на подъемѣ, это не значитъ, что его карьера будетъ развиваться въ одномъ направленiи. Пока скажемъ только одно: эта болѣзнь имѣетъ ненулевые шансы оказаться смертельной.
И вотъ въ связи съ этимъ интересно: сумѣетъ ли +++ убѣдить европейцевъ, что за свои цѣнности надо имѣть мужество и рѣшимость драться, и поставятъ ли они ему на этомъ основанiи памятникъ какъ спасителю Европы?
Tags: безъ тэга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments