Стабильность нулевыхъ держалась на двухъ пактахъ: одинъ съ собственнымъ населенiемъ (о немъ говорили часто), другой — съ западными странами, и онъ заключался въ томъ, что денегъ за нефтегазъ платили много, но ихъ приходилось возвращать въ видѣ импорта продовольствiя, техники и пр. И сейчасъ, когда сверху говорятъ, что великая дурь — уходить съ такого перспективнаго рынка, надо имѣть въ виду, что этотъ перспективный рынокъ созданъ нефтегазовыми деньгами, а не спущенъ съ неба, и не является нѣкоей константой. Конечно, создать другой рынокъ тамъ, откуда покупаешь нефтегазъ, нѣсколько сложнѣе, чѣмъ просто переорiентироваться на инаго поставщика топлива, но нельзя сказать, чтобъ это была какая-то ужъ очень головоломная задача. Иранъ, кстати, — какъ разъ та мусульманская страна, которая лучше всего подходитъ для ея рѣшенiя.
Еще два соображенiя сбоку. Эффективность государственной машины есть эффективность инструментальная — какъ нѣтъ просто «хорошихъ учителей», такъ нѣтъ и просто «эффективныхъ государствъ». Сохраненiе власти за тѣмъ, кому она принадлежитъ, любой цѣной — это одна задача, и ее можно рѣшать хорошо, рѣшая остальныя плохо — молотокъ годится для забиванiя гвоздей, но не для ремонта часовъ. Потому государственность РФ способна прекрасно справляться съ однимъ кругомъ задачъ, но быть совершенно безпомощной въ другой какой-то области. Во-вторыхъ, до сихъ поръ печаль и забота были не о томъ, чтобъ денегъ въ странѣ стало больше, — ихъ и такъ было много, — а о томъ, чтобы не было неподконтрольныхъ денегъ. Соотвѣтственно и сформированъ государственный инструментарiй. Такъ что я не сталъ бы поспѣшно надѣяться на то, что молотокъ станетъ умѣло пилить доски (или ремонтировать часы), что вчерашнiй охранникъ будетъ дисциплинированнымъ и высококвалифицированнымъ рабочимъ тонкаго производства, что въ странѣ подъ влiянiемъ санкцiй начнетъ развиваться собственная промышленность, и т. д. Это вѣроятности одного порядка.